Звучит парадоксально, но история, психология, педагогика и искусство сравнительно недавно обратили внимание на игрушки как на очень древний и сложный по своему содержанию материал по истории культуры. Изучение этого поразительного феномена начато лишь в конце XIX в., вероятно, отчасти потому, что именно в конце XIX столетия стал достаточно сильно возрастать интерес взрослого человека к ребенку.
Еще на заре эры исследования игрушек, задолго до возникновения фрейдизма и прочих течений в психологии детского возраста, исследователи признали в игрушках одну из самых больших загадок истории человечества. И сегодня нельзя сказать, что игрушка раскрыта до конца.
С первым пробуждением сознания маленького человека игрушка становится (причем надолго) одним из факторов его духовного и интеллектуального развития. Ребенок превыше всего ценит в этой совершенно бесполезной вещице ее принадлежность к волшебному миру, который породило его богатое воображение. Таким образом, игрушка — это своего рода и магический талисман, и средство построения новой реальности.
Желание творить новую действительность присуще не только детям, но и взрослым. Не случайно один древнегреческий мудрец сказал, что искусство подражает природе. Каменная мозаика служит лучшим тому доказательством. Это занимательная игра для взрослого человека, который ради эстетического удовольствия пытается изобразить, передать нечто в камне. Удовольствие ребенка от игры несколько иного рода, потому что он растрачивает свои творческие способности безотчетно и не преследует при этом какой-то определенный художественный результат.
Задача взрослого состоит в том, чтобы привлечь избыток детской фантазии к какой-либо области искусства. Каменная мозаика, которую можно использовать для изготовления оригинальных и забавных игрушек, лучше всего подходит для того, чтобы ввести ребенка в мир искусства и приучить его к творческим занятиям. Дети часами способны с упоением отдавать себя игре. Если же игра окажется развивающей, раскрепощающей дух и обогащающей разум, то в маленьком человеке быстрее созреет чувство прекрасного.
Одновременно мозаика приучит ребенка к самостоятельности, поскольку игра в большинстве случаев отрицает вмешательство взрослого или отводит ему пассивную роль. Ребенок же в игре всегда самостоятелен. Без каких-либо подсказок со стороны родителей он что-то мастерит для нужд своего волшебного мира из веточек, листочков и камешков. Как видим, само по себе искусство мозаичного набора вписывается в общий ритм естественного развития ребенка: от растительных материалов к грубым каменным обломкам и далее к сознательному планированию мозаичных рисунков из тщательно подобранного камня.
Творческая активность детей настолько высока, словно им катастрофически не хватает магазинных игрушек. Замечательный французский писатель В. Гюго сказал однажды по этому поводу: «Подобно тому, как птенцы из всяких вещей сооружают гнездо, так дети из всего, что попадет им в руки, делают себе игрушку».
Дело здесь вовсе не в нехватке магазинных игрушек. Самодельные игрушки просто имеют перед ними одно существенное преимущество: что сделано самим, то приспособлено к индивидуальным запросам и при желании может быть видоизменено, модифицировано. Учитывая эти особенности детской психологии, допустимо говорить о привлечении детей младшего и среднего школьного возраста к изготовлению мозаичных игрушек.
Нельзя привлекать к этому занятию дошкольников, поскольку у них недостаточно навыков в обращении с клеем и поделочными материалами, а кроме того, дошкольник действительно может пораниться при неосторожном обращении со своей поделкой. Но и работы детей среднего школьного возраста должны проходить под наблюдением взрослого, который будет организовывать технологические процессы, давать советы по обработке тех или иных материалов, а кое-что и делать сам.
Следует помнить, что игрушки для детей существенно отличаются от игрушек для взрослых. Последние могут изготавливаться из некоторых опасных материалов. Ребенок во время работ по мозаике не должен иметь дело со смолой, техническим клеем, цементом, пигментами и т. п. Знакомить с перечисленными веществами нужно старших школьников. Склеивание мозаичного рисунка младшими и средними школьниками выполняется сравнительно безопасным подогретым парафином.
|
|