Подлинный расцвет мозаики приходится на Новое время, когда активизировались поиски металлических руд и стала создаваться геология — наука о недрах — в ее современном виде. Тогда же горные мастера, которым все чаще приходилось иметь дело с разнообразными минералами, заново открыли для себя красоту поделочного камня. Под влиянием повторного открытия камня оживает «застывшая музыка» — архитектура. В этом искусстве возникают направления и стили, которые порождают необходимость в добыче красивых камней для выкладки полов, сооружения колонн и т. д.
Однако сплошные мраморные полы или колонны из цельного куска малахита не могли занять господствующее положение в архитектуре, потому что человеческий глаз не терпит однообразия в цвете и фактуре. Кроме того, добыча больших цельных глыб самоцветов чрезвычайно сложна. Поэтому вскоре каменная мозаика отвоевала себе знатное положение среди других отраслей техники обработки поделочного камня. В качестве наиболее популярного примера удачных архитектурно-дизайнерских решений с использованием мозаичных рисунков можно назвать здания Эрмитажа.
Великолепный античный пол у входа в Висячий сад Северного павильона (Малый Эрмитаж) был создан итальянским мастером Дж. Бонофеди в 1847-—1851 гг. в ходе общей перестройки павильона. Оригинальный рисунок, изображающий голову одной из мифологических сестер-горгон — Медузы, представляет собой круглое панно. Это панно окружено мозаикой, выложенной в виде секторов и изображающей мифологические сценки — игры морских божеств и битву кентавров с лапифами. Сектора разделялись между собой мозаичным меандром. Используя этот сюжет, Бонофенди, однако, не подражал мастерам прошлого.
Интересны мозаичные вставки, использованные при оформлении мраморных каминов на втором этаже Большого Эрмитажа. Эта мозаика была выполнена в 1851 г., во время реконструкции Большого Эрмитажа. Она сочетается с цветными камнями, применявшимися для оформления гостиных, и яшмовыми колоннами Приемной комнаты. В середине XX в. в связи со значительным сокращением запасов главных поделочных материалов — малахита, яшмы, селенита и пр. — каменная мозаика стала постепенно утрачивать свое значение, но полной гибели этого прекрасного искусства не произошло. Начиная с 1990-х гг., произошло очередное возрождение мозаики из камня, но затронуло оно область искусственных материалов. Различным пластиковым покрытиям многие производители намеренно придают цвет и фактуру камня. Использование элементов мозаики в дизайне стало признаком хорошего вкуса. Все это свидетельствует о повышении интереса к незамысловатой красоте и гармонии каменных красок. Однако искусственные материалы, разумеется, не могут заменить собой настоящий камень, в чем мы убедимся, когда познакомимся с возможностями использования пород и минералов.
|
|