Измерительные инструменты, применяемые мастером-мозаичником, ничем принципиально не отличаются от тех, которыми пользуются в строительстве и столярном деле. Мастеру необходимы рулетка и угольник , а также могут пригодиться складной метр, 5-метровый шест с нанесенными на него отметками, штангенциркуль для замера каких-либо отверстий и их глубины, отвес и уровень для определения вертикальности и горизонтальности поверхностей.
На основе проведенных замеров иногда сразу становится ясно, что выбранный эскиз не пройдет. Тогда необходимо выбрать другой эскиз или нарисовать новый, более удачный. Когда готов эскиз, удовлетворительный в художественном отношении и корректный в отношении цифр, мастер приступает к составлению точного чертежа. Это заключительный и самый ответственный этап чертежных работ. Чертеж выполняют на ватманском листе, пользуясь мерными металлическими линейками и, по необходимости, лекалами.
Для начала тонким простым карандашом с твердым грифелем намечаются все линии, затем важнейшие из них, соответствующие граням построек и предметов, обводятся карандашом с твердо-мягким грифелем. Мягкие карандаши используются для окончательной проработки чертежа, ими выполняются сравнительно немногие детали. Выполнение деталей твердо-мягким и мягким карандашами требует следования выбранной системе условных обозначений.
Если эскиз просто приблизительно показывает, как будет смотреться декоративное покрытие в определенных условиях, то чертеж прямо указывает, как это покрытие следует выкладывать, чтобы наверняка добиться ожидаемого результата. Особенно важен чертеж при проведении оформительских работ, связанных с украшением фасада здания или ландшафтным дизайном. В таких случаях мастеру требуется показать и саму постройку, и определенную часть окружающей ее территории, а возможно, и весь благоустраиваемый участок.
Обычно под чертежом как раз и понимают выполненное в одних условных значках изображение. Но это верно только при ландшафтном проектировании. Готовясь к работам, связанным с украшением интерьера, опытный мастер обычно подготавливает не схематичные, а реалистичные чертежи, т. е. точно передает в плоскостном или трехмерном изображении оформляемое пространство и предметы обстановки, показывая все существенные детали. Дело в том, что предметы мебели характеризуются не только размерами, но и формой, цветом, особенностями промышленного изготовления, и все это должно быть передано на дизайнерском чертеже. Только тогда станет по-настоящему видно, правильно ли спланированы мозаичные работы. Иными словами, чертеж интерьера нередко напоминает фотографию, где выделено все самое важное для мастера-мозаичника.
Очевидно, что в ландшафтном дизайне подобные подробности и фотографическая точность в их передаче излишни. Конечно, иногда у дендрологов возникает необходимость построить профиль планируемых зеленых насаждений и точно передать на этом профиле силуэты отдельных деревьев, но подобные чертежи не относятся к каменной мозаике. Гораздо важнее мастеру увидеть, какая зона на чертеже занята мозаикой (дорожки, площадки, ограждения и пр.), чтобы получить представление о том, насколько целостно и гармонично будет смотреться такой участок.
|
|