Нельзя сказать, чтобы история мозаики была столь же стара, как и история человечества. В течение длительного времени люди обходились без этого замечательного вида искусства даже тогда, когда уже освоили каменную скульптуру, металлическую инкрустацию и резьбу по камню и кости. Впервые занялись исследованием свойств минералов древние египтяне, которые обратили на них внимание в XI в. до н. э., т. е. более 3000 лет назад. Задолго до этого они уже открыли для себя различные металлы — золото, медь, бронзу и даже метеоритное железо, однако камень долго воспринимался египетскими умельцами исключительно как грубый строительный материал.
Египетские папирусы содержат общие сведения о минералах и скупо рассказывают о том, насколько мастера великой цивилизации освоили каменную мозаику и прочие виды декоративно-художественных работ по камню. Однако красивые камни уже тогда начали использоваться не только для поделок. Образцом искусного применения каменной мозаики служит великолепный Кносский дворец на острове Крит, раскопанный в 20-х гг. прошлого столетия . Стены этого величественного сооружения покрыты главным образом фресками, но последние удачно дополнены и мозаикой, которая используется в меру и к месту. Столь эффективное применение мозаичного рисунка в интерьере с учетом живописных работ свидетельствует о наличии солидного опыта у критских мастеров, живших 3500 лет назад.
Явную увлеченность каменной мозаикой при украшении построек продемонстрировали древние вавилоняне, создавшие величественные Врата Иштар, которые также неправильно называют Вратами Семирамиды. На самом деле ворота в Вавилон не имеют никакого отношения к царице Семирамиде. В начале VII в. до н. э. (свыше 2600 лет назад) царь Навуходоносор II, принимаясь за строительство новых городских ворот, посвятил их покровительнице города богине Иштар. Великолепная мозаика украшала стены Врат, о чем мы можем судить, благодаря раскопкам немецкого археолога Р. Колдевея, проводившимся в 1897—1899 гг. Она выложена из разноцветной глазури, причем преобладающим был голубой цвет.
Он подчеркивал плоские золотые фигурки — 575 барельефов, которые изображали реальных и сказочных животных: львов, быков и драконов. Фигурки по порядку выстроены в горизонтальные ряды, расстояние между которыми равно 200 см при высоте одного ряда 108 см. Каждый ряд был представлен изображениями только одного животного. То есть один ряд заполняли львы, другой только быки, а третий — драконы. Расстояние между двумя соседними фигурками в одном ряду составляло 91 см.
Точку в изучении свойств минералов в Древнем Мире ставят великие энциклопедисты Античности Теофраст (327—287 гг. до н. э.) и Плиний Старший (23 г. до н. э. — 79 г. н. э.). В их работах упоминается в общей сложности 970 видов пород и минералов. Интерес к камню и мозаике в средние века значительно падает, лишь на Востоке в связи с расцветом таких городов, как Хорезм, Ургенч, Багдад и др., было немало мастеров по камню. Здесь же жили и выдающиеся средневековые исследователи минералов — Абу Али Ибн Сина (980—1037 гг.) и Абу Райхан аль-Бируни (973—1050 гг.). Однако резьба по камню, столь свойственная искусству восточной цивилизации, затмевает здесь мозаику.
Исключение представляет искусство декора на Дальнем Востоке. В Восточной и Юго-Восточной Азии строительство каменных храмов и пагод часто проводилось с использованием мозаичных работ, причем набор рисунков из камня всегда был богатым по разнообразию цветов и оттенков. Примером может служить храм Изумрудного Будды в Таиланде. Изнутри стены этой постройки украшены изящной мозаикой, достоинства которой подчеркивает керамический орнамент. Снаружи фронтон здания украшен мозаикой, в которой камень (смальта) оригинально сочетается с разноцветным стеклом.
|
|