Скульптурные украшения в садах и на садовых оградах по мере развития культуры оформления загородных участков приобретают все большее значение. Многие домашние мастера самостоятельно изготавливают скульптуры и скульптурные группы для своих садиков либо приобретают готовые скульптуры и незначительно переделывают их, чтобы те удачно вписывались в искусственный ландшафт. В число многих переделок, которые выполняют мастера, допустимо внести и каменную мозаику, хотя к ее услугам прибегают редко.
Это и правильно, поскольку что-то поправлять в хорошей скульптуре незачем. Напротив, такие действия принесут существенный вред, потому что произведение искусства утратит часть своей привлекательности или будет и вовсе испорчено. Поэтому здесь речь идет исключительно о тех скульптурах, которые не представляют художественной ценности, потому что повреждены или изготовлены с дефектом, обнаружившимся слишком поздно.
Обычно большинство людей, не испытывая эстетического удовлетворения от внешнего вида таких скульптур, предпочитает просто перекрашивать их. При этом домашний мастер вынужден с большими трудностями подбирать краски и даже составлять собственные смеси, чтобы камень после обработки не напоминал пластик.
Гораздо проще мозаичнику, в распоряжении которого имеются материалы на основе минерального поделочного сырья, пригодные для облагораживания самых разных изделий. Ранее уже заходила речь о значении для декора совмещения мозаики и скульптуры. Поскольку в ландшафтном дизайне скульптура играет не меньшую роль, чем в дизайне интерьера, то ее украшение поделочным камнем тоже чрезвычайно важно.
Несложно решить, какие части скульптуры покрывать мозаичным набором, если правильно оценить общий вид композиции, принять во внимание освещенность, посмотреть, как скульптура вписывается в ландшафт, гармонирует ли с постройками и растительностью. Поскольку скульптура обычно имеет белый цвет, то мозаичный набор должен включать в себя преимущественно темные элементы.
Волосистая часть головы у скульптуры, изображающей человека, почти всегда оформляется черным, темно-коричневым, томно-серым и тому подобными по цвету камнями. «Почва» под ногами статуй выполняется из коричневого, темно-желтого, бурого камня. Отдельные элементы одежды, например ленты и пояски, украшаются темной породой с красными, оранжевыми и зелеными жилками и включениями. И все-таки темные цвета не всегда являются доминирующими, существует множество исключений из этого правила. Какие-либо предметы в руках скульптуры (статуи) можно выложить мозаикой из смеси светло-желтой, розовой и светло-коричневой крошки. Губы скульптур украшаются очень редко, однако если в том есть необходимость, то можно использовать мелкую крошку красноцветного песчаника.
Некоторые скульптуры, в том числе и портретные, скажем, головы лесных нимф дриад, которыми украшаются садовые ограды, содержат лепные листья и тонкие молодые веточки. Эти детали или пространство между ними можно покрыть мозаикой из какого-нибудь светло-зеленого камня, содержащего глауконит. Толстые лепные ветви нередко оформляются светло-коричневым материалом.
|
|