Слово «интерьер», происходящее от латинского interior — «внутренний», служит для обозначения внутренней среды нашего жилища. Оно включает в себя собственно пространство дома, его обстановку и т. д. В ходе подготовки к проведению мозаичных работ мастер должен руководствоваться тремя принципами декора, которые можно назвать тремя китами мозаики в отделке помещений. Эти киты — психология, стиль и атмосфера. Исходя из положений психологии, мастер принимает решение, насколько рисунки и сочетания каменных красок будут успокаивать и радовать глаз. В расчет принимаются текстура, цвет пород, искусственно создаваемые контрасты.
Таким образом, можно получить первичное представление о требуемых для осуществления задумки материалах. Ориентация на стиль заставляет учитывать фактуру и цветовую гамму камня, а также обилие или скудость каменного рисунка уже с учетом выполнения остальных поверхностей в доме. Стены, полы, потолки, поверхность мебели, гардины, окна — все это сочетается между собой какой-то единой идеей, формирующей стиль.
Вне зависимости оттого, как этот стиль называется — модерн, неоклассицизм, староанглийский и т. д., — мозаичник обязан набирать рисунки в полном соответствии с ним. Соответствовать должно почти все: главный цвет, главный тон, пестрота или
скромность, большая или малая площадь оформления. Даже размеры фракций должны подбираться под главенство в стиле линии «мини» или «макси».
Психологический комфорт и стильность оформления интерьера создают благоприятную атмосферу в доме. Чтобы психологическая атмосфера была еще более мягкой и расслабляющей, требуется ввести в оформительские работы приемы управления пространством. Для этого не только видоизменяется обстановка, но и подбирается такой способ украшения поверхностей мозаикой, который строится на учете естественного и искусственного освещения в помещении. В особенности это важно для пространств с резкими контрастами света и тени — балконами, верандами и мезонинами. В темных участках дома должны размещаться мозаичные наборы с преобладанием светлых элементов, а в хорошо освещенных — с незначительным преобладанием темных.
Поговорим сейчас о том, где уместно помещать мозаичный набор в доме. Прежде всего, это пол. Мозаичный пол прочен, малоистираем, гигиеничен и не требует сложного, ухода. Кроме того, он обладает хорошими декоративными свойствами. Такое покрытие отличается долговечностью при условии правильного и рационального подбора расходных материалов. Важно, чтобы цемент и каменная крошка были равнопрочны при истирании в ходе эксплуатации. На это в известной степени влияет зерновой состав крошки.
Мозаичные полы выкладывают на расчищенное основание, главным образом в комнатах отдыха, на верандах, в холлах и вестибюлях. В остальных частях дома они неуместны. В квартире городского многоэтажного дома использование напольной мозаики также нецелесообразно в подавляющем большинстве случаев. Исключением в обоих случаях являются полы в санузлах (ванной комнате) и комнате отдыха.
Затем идут стены, подлежащие облицовке, а далее лестницы, подоконники и др. Облицовка потолка каменной мозаикой в большинстве случаев выглядит не эстетично, а, кроме того, она технически сложна и потому не будет рассматриваться. В качестве облицовочных из напольных материалов следует выбирать породы с высоким запасом прочности, малоистираемые и щелочестойкие. Такими свойствами обладают некоторые карбонаты, в первую очередь доломит и известняк.
К сожалению, известняк, несмотря на свою высокую прочность, недостаточно тверд, поэтому для полов он обычно не подходит. Его нужно заменять в таких случаях на доломиты и доломитизированный известняк. Поскольку щелочестойкие карбонатные породы обладают низкой кислотостойкостью, то их требуется покрывать защитной лаковой пленкой. Песчаник и крошку из кремня, опок, лопунца следует покрывать пленкой от щелочей, так как это кислотостойкие породы.
|
|