Нередко понятия «холл» и «вестибюль» используют в отношении общественных зданий. Так что холл это еще и помещение для ожидания или отдыха в гостиницах и т. д. Очевидно, что в подобных местах мозаика применяется часто и используется для украшения самых разных поверхностей и изделий. В холлах частных домов и квартир могут оформляться с применением мозаичной техники некоторые элементы пола, подоконники, дверные проходы, определенные детали интерьера. Избыточность рисунков здесь совершенно не нужна.
Душой холла по справедливости считается камин, сооружать который мы научились у больших его любителей — англичан и французов. К сожалению, для нашего климата камины подходят далеко не всегда. Уже на широте Санкт-Петербурга недостатки каминов становятся очевидны, а строить подобные сооружения для отопления жилищ севернее просто нерационально. Гораздо более удобны в этом плане каминные печи, совмещающие в себе колорит каминов и достоинства классических русских печей.Причина, по которой камин уступает нашим печам, кроется как раз в его красоте и простоте устройства. Камин является самым примитивным из всех существующих типов печей, поскольку обладает неглубоким топливником с открытой топкой в виде ниши. Такое устройство отрицает возможность создания и поддержания конвекционных токов в воздухе, перенос тепла осуществляется за счет излучения, причем расширяющиеся боковые стенки топливника действуют как отражатели. Отдача камина не превышает 20%.
Следовательно, камин выполняет в большинстве случаев декоративную и чисто психологическую функцию. Этот вывод весьма существенен для мастера-мозаичника, поскольку подсказывает, как именно проводить облицовку камина каменной мозаикой. Почти все предметы, при отделке которых использовались мозаичные наборы, украшались каменным рисунком. Исключение представляли рокарии и сходные с ними сооружения в саду, красивые сами по себе.
Мозаика в данном случае требовалась лишь незначительно и только с тем, чтобы подчеркнуть отдельные позитивные качества рокариев и способствовать их большей гармонии с насаждениями и постройкой. Камины принадлежат к данной малочисленной группе исключений, так как назначение мозаичного набора при их отделке в целом такое же. Мозаичный рисунок необходим для выделения эстетических достоинств камина и для обеспечения большей зрительной гармонии между окружающими предметами интерьера. У каминов оформляются только следующие конструктивные элементы: портал, наружные границы топки, площадка и нередко доска. Украшение прочих элементов неоправданно эстетически. Оформление должно быть строгим, часто подражающим по стилю кирпичной кладке. Вариации рисунка и цвета зависят от того, какой элемент покрывается мозаикой, а также к какому типу и стилю относится камин.
Приступая к выполнению набора, мастер обязан различать указанные конструктивные элементы камина. Перед камином устанавливается так называемая площадка, препятствующая попаданию искр и горячих угольков на пол. Над отверстием-топливником находится выступ, называемый порталом. Сверху портал накрывается для красоты доской. На ней-то обычно и ставятся каминные часы и прочие занятные вещицы.
Различаются два основных типа каминов, выделяемые по технике исполнения и способу размещения в доме, — это центральный и угловой камины. Соответственно каминные печи также бывают угловыми и центральными, но они нас интересуют пока в меньшей степени. Угловой камин выполнен таким образом, что четко вписывается в угол холла и при этом излучающая часть его топливника проходит между смежными стенами по диагонали. В этом и состоит его принципиальное отличие от центрального камина, который вплотную прилегает только к одной стене.
По архитектурным стилям камины подразделяются на готические, классические и смешанные. Свое название готические камины получили за строгость линий и вытянутый вид. Такие сооружения созданы в духе готических замков. Классические камины невысоки, но зато они широкие и более богато оформлены. Их линии плавные, а формы декора разнообразны. У всех каминов можно выложить мозаичной плиткой поверхность вокруг отверстия топки. На портале выкладывается несложный узор у каминов классического стиля.
Доска готического камина выполняется из набора с рисунком «брекчия» или смешанным, включающим крупные и мелкие фракции. В набор должны входить куски темного, но блестящего гранита. Доска на портале классического камина имеет обычно смешанный рисунок с обломками мрамора. Для готических каминов подбираются более мрачные и густые цвета: темно-красный, темно-коричневый, коричневый, серый, черный. Классические камины оформляются преимущественно с помощью камней желтого, светло-коричневого и зеленоватого цветов.
Что касается каминных печей, то оформлять их мозаикой в большинстве случаев не требуется, так как внешний облик этих сооружений вполне завершенный и довольно скромный. Кроме того, мозаичный набор на значительно разогревающейся поверхности печей будет деформироваться и постепенно осыпаться, так что его придется подновлять каждый год. Гораздо больший интерес для мозаичника представляют открытые очаги. Подобно каминам, они выполняют сугубо декоративную функцию.
Каменный очаг выполняется в виде невысокой округлой кладки, внутри которой уложены угли. Вокруг кладки выложено термостойкое защитное покрытие, а над самим очагом находится художественно украшенная железная решетка. Иногда на эту железную решетку помещают какую-нибудь резную каменную фигурку. Статуэтка изображает жаркое, она имеет также и практическое значение, поскольку вбирает в себя тепло, а потом долго отдает его воздуху. Кромка и торец защитного покрытия вокруг открытого очага могут быть выложены мозаичным раствором с прихотливым набором. Желательно использовать прозрачные, полупрозрачные и блестящие породы, чтобы они активно отражали отблески пламени и создавали эффект россыпи искр.
|
|