Даже начинающие резчики способны в толще камня угадывать очертания будущей скульптуры. В распоряжении мозаичника находится не просто цельный кусок породы, а множество разнообразных обломков, отличающихся друг от друга цветом, оттенками, блеском, текстурой и прочими свойствами. Эти обломки служат как бы деталями для мозаичника, позволяющими осуществлять самые разнообразные проекты. Не стоит после этого удивляться тому, что каменный материал пригоден для изготовления и таких предметов, как игрушки.
Технология их выполнения в целом несложная. Мастер может использовать либо двухкусковую форму, либо некий шаблон, либо просто проволочный каркас, который удобно покрывать мозаичным набором. Вяжущие составы готовятся из цемента, клея, гипса, смолы и ряда других веществ. О том, что определяет выбор того или иного клейкого вещества, нам еще предстоит поговорить ниже, в конце первого блока, поскольку данный вопрос отнюдь не праздный.
Уместно обратиться за историческими примерами. Украшение игрушек благородными ювелирными камнями — малахитом, лунным камнем, кораллом, янтарем и пр. — является изобретением Нового времени, но сама по себе каменная игрушка зародилась в незапамятные времена. Порядка 4600 лет назад, в медном веке (энеолите), появились первые свидетельства того, как человек изобретал для себя игрушки из камня.
На реке Оке в культурных слоях этой эпохи обнаружены фигурные кремни, которые представляют собой нечто совершенно особое в археологии. Следы обработки на их поверхности показывают, что мастер принимался делать какое-то орудие труда, но затем неожиданно переключался на более творческое занятие — начинал вырезать себе фигурку человечка или птички.
Обычно эти фигурки изображают женские торсы и служат отголосками древнейшего культа богини-матери, зародившегося более 20 000 лет назад. Но энеолитический «основатель» камнерезного дела создавал свои изваяния вовсе не в культовых целях. Фигуркам не поклонялись. Хуже того, их выбрасывали в мусорную кучу, вдоволь наигравшись в них. Примечательно, что играли в такие игрушки взрослые, которых очень радовали собственные поделки. Итак, художественная выразительность камня проявляется не только в способности украшать поверхности, он влияет на зрительно воспринимаемую нами геометрию предметов и пространства, на соотношение легкого и тяжелого и, в известной степени, создает настроение.
Стало быть, каменная мозаика обладает колоссальными возможностями не только для украшения готовых изделий, она позволяет менять окружающую нас культурную среду и создавать новые предметы. А поскольку мозаика во многом служит развлечению, то эти ее возможности при желании всегда можно направить на изготовление игрушек.
Как ни странно прозвучит, в доказательство справедливости сказанного лучше всего приводить не красивые и разнообразные игрушки для детей, а более строгие и схематичные игрушки для взрослых. Эти милые безделушки представлены мелкими сувенирами, которые делают друзьям и родным на забаву. Каждый такой сувенир исполняется в нескольких вариантах в зависимости от того, что мы желаем получателю дара: денег, радости, здоровья, долгих лет жизни и пр.
Зависит способ художественного исполнения поделки и от каких-то личных качеств получателя или от событий, с которыми тот, так или иначе, связан. Например, в год Деревянной Обезьяны можно подарить фигурку мартышки, рубящей дрова. И, разумеется, особенно приятен будет такой презент для тех, кто является Обезьяной по восточному гороскопу.
Тема гороскопов, к слову, всегда дает богатый материал для фантазии. Помимо 12 животных восточного календаря, имеются 12 зодиакальных созвездий и 144 сочетания тех и других астрологических знаков. Впрочем, некоторые сочетания вызывают недоумение. Скажем, трудно решить, какую фигурку изготовить для человека-Козерога, родившегося в год Козы. Возможно, сказочного «двойного козлика» Тянитолкая?
Если присовокупить к этому разнообразию символику 7 светил (Солнца, Луны и 5 видимых невооруженным глазом планет), то в распоряжении мастера окажется свыше 1000 сюжетов для изготовления подарочной игрушки. Однако в действительности число вариантов и комбинаций гораздо больше. Ведь каждому животному в восточном календаре соответствуют определенные цвета и качества. Животные могут быть белыми, голубыми, красными, железными, деревянными и т. д. В общей сложности при самом поверхностном подсчете можно выявить более 25 000 вариаций. Прибавив всего 4 варианта перечисленных ранее пожеланий (богатство, радость, здоровье и долголетие, а на самом деле Можно пожелать и большего), мы получим уже более 100 000 разнообразных рисунков. Можно смело утверждать, при желании мозаичнику удастся довести число тематических игрушек до миллиона.
Этот подсчет отнюдь не является рекомендацией домашнему мастеру начать бизнес по изготовлению и продаже сув ениров, за счет разнообразия которых он займет на рынке стабильное положение. Из приведенных цифр видно, что изобретение новых каменных игрушек — занятие совсем несложное, но увлекательное и даже познавательное, поскольку мастер в процессе творчества откроет для себя массу нового и интересного.
|
|