С правилами первичной обработки декоративных лепных изделий удобно ознакомиться на примере техники выполнения каменной урны для мусорного мешка или каменного вместилища для деревянной кадки под крупное комнатное растение. Оба эти вида изделий готовятся в общих чертах одинаково. Первоначально мастер лепит шаблон, который либо покрывается мозаичным набором, в результате чего изделие принимает готовый вид, либо применяется для выполнения двухкусковой формы, в которую заливают мозаичный раствор.
Сделать из гипса двухкусковую форму сравнительно несложно, гораздо большего искусства требует приготовление гипсового шаблона. Чтобы выполнить его, мастеру придется побыть некоторое время скульптором. Шаблон фактически является лепным изделием, поскольку представляет собой цельный кусок затвердевшего материала, поверхности которого приданы линии и пропорции будущей мозаичной поделки.
Лепные изделия удобны в мозаичном деле тем, что создаются на основе вяжущих материалов, которые при затвердевании превращаются в прочный монолитный массив. Ранее мы рассматривали преимущественно только два рода вяжущих материалов — клей и цементный раствор. Помимо того, существуют гипс, глина, парафин, пластилин и пр.
Большинство лепных изделий для улучшения условий быта, включая перечисленные ниже, выполняется из гипса. Для начала здесь будут рассмотрены приемы изготовления компактных мозаичных вместилищ под кадки и урны для мусорного мешка, а в заключительной части этого блока приводятся сведения касательно изготовления балясин, лепных шишек, шаров и некоторых других домовых украшений того же рода.
Выполняются гипсовые (лепные) работы посредством специальных инструментов, предназначенных не только для размешивания и черпания растворов, но и для геометрического формирования вязкой массы. В первую очередь сюда относятся одно- и двусторонние лопатки с перьями на обоих концах. Длина каждого пера (рабочей части) доходит до 90 мм. На них похожи косарики, или царапки, но рабочая часть последних оснащена прямыми или косыми по форме зубцами. Косариками мастер снимает излишки схватившегося раствора. В тех же целях, что косарики и лопатки, мастер использует стеки, которые бывают деревянные или металлические. С их помощью удаляются излишки материала и корректируется форма изделия. Отличает стеки от остальных инструментов наконечник фигурной формы. Углубления в гипсе или любом другом растворе делаются с помощью тупилок, которые названы так из-за своих продолговатых и слегка закругленных кончиков.
Гипсовый раствор готовится и временно хранится в резиновом ведре или маленькой резиновой чашечке-гипсовке, поскольку застывший гипс легко отстает от резины. Гипсовка весьма удобна в обращении. Когда ее сжимают в руке, из чашечки легко вываливается требуемая порция гипсового раствора.
Шаблон будущего мозаичного изделия можно получить из воска, глины и пластилина, но чаще всего используется все-таки гипс, более удобный в ряде случаев. Мастер, приступающий к изготовлению шаблона, должен нарисовать на фанере силуэт будущей вещи с соблюдением размеров и пропорций и вырезать его. По силуэту берется подходящего объема кусок материала для лепки (гипс, глина).
Куску придается форма цилиндра, куба или параллелепипеда — в зависимости от формы запланированного изделия. Очевидно, что урну, например, удобнее готовить из массы в форме цилиндра. С куска срезается все лишнее, мастер лопатками и руками выравнивает поверхность шаблона, придавая ей требуемую форму и иногда прикладывая к нему фанерный силуэт.
Когда шаблон готов и его масса затвердела, мастер приступает непосредственно к покрытию его мозаикой или к изготовлению двухкусковой формы. Заметим, что такой шаблон может покрываться и грубой мозаикой еще до затвердевания: в податливую лепную массу вставляются немного пришлифованные мозаичные элементы, и таким образом выполняется набор.
Ранее указывалось, что шаблон является цельным, тогда как готовое изделие должно быть полым. Эта проблема решается с помощью отрезка металлической трубы, по диаметру которой изначально изготавливался шаблон. Трубу аккуратно вводят в гипсовый раствор и вычерпывают изнутри нее излишки гипса. Если мастер не собирается покрывать шаблон мозаикой, то вводить в него трубу ненужно. Отрезок помещается в двухкусковую форму по мере заполнения последней мозаичным раствором. Под будущую двухкусковую форму используется емкость для разведения гипса и лист фанеры, из которого был вырезан силуэт шаблона. Шаблон вставляется в вырезанное по его форме отверстие в фанере, так, чтобы лист делил его пополам. Очевидно, что фанерный лист совпадает в таком случае с плоскостью симметрии и позволит выполнить две равные половинки двухкусковой формы.
Когда указанные приготовления выполнены, емкость для гипса заполняется на треть раствором, в который мастер погружает фанеру со вставленным в нее шаблоном. После устойчивой установки фанеры мастер доливает в емкость новое количество гипса, чтобы шаблон полностью скрылся в растворе. Желательно перед заливкой гипса обильно посыпать песком поверхность используемой емкости, а поверхность фанеры с шаблоном припорошить тальком, чтобы застывшая форма не оказалась прочно прилипшей к ним.
Готовую форму вытаскивают из емкости и аккуратно раскалывают пополам вдоль сцепленного в ней листа фанеры. Теперь, когда форма разделена на две части (два куска), мастер извлекает из нее шаблон и фанеру и заполняет образовавшиеся в обоих кусках углубления мозаичным раствором, а затем плотно скрепляет обе половинки вместе, туго связывая их веревкой. По прошествии положенного времени раствор схватится, и тогда изделие извлекается из формы.
Декоративное вместилище под кадку комнатного растения готовится почти в точности так же, но имеются некоторые отличия, связанные с техникой выполнения шаблона. Прежде, чем приступать к лепке, мастер проводит обмер кадки и сколачивает из тонких досок или фанеры раму примерно тех же размеров (рамка должна быть немного шире, чтобы в готовую емкость свободно вставала кадка). Снаружи на раму налепляются сплющенные куски гипса, из которых в несколько этапов формируется шаблон.
Когда гипсовый раствор застынет, фанерную рамку можно удалить, либо же оставить, покрыв антисептиком и краской. Как и в предыдущем случае с трубой, рамку незачем использовать при изготовлении шаблона, если он впоследствии не станет покрываться мозаичным слоем. Она помещается внутрь двухкусковой формы, заполняемой мозаичным раствором, за счет чего возникает полость внутри мозаичного изделия.
|
|