Крошку крупных фракций нужно получать только из «благородных» пород. Это в первую очередь мрамор, который придется специально закупать для этих целей. Далее идет гранит, но он уступает мрамору по своим качествам. Из собранных самим мастером материалов для подобного набора подойдут в основном глауконитовый мел и розовый доломитизированный известняк. В последнем случае мелкозернистую породу желательно заполнить золотыми зернами молотого пирита.
В-третьих, широко распространенный тип мозаичного рисунка — «брекчия». Не следует путать «брекчию» - рисунок с настоящей брекчией, как называется в геологии конгломерат очень крупных обломков и даже глыб осадочной породы. «Брекчия» выполняется из больших глыбообразных кусков породы, которые втапливаются в раствор (иначе поступают при изготовлении брекчиевидных покрытий, о которых речь идет в другой главе книги).
Иногда такие глыбы пришлифовывают и после втапливают обработанной стороной вверх, но к указанному приему прибегают нечасто. Гораздо проще отшлифовать декоративную поверхность после затвердения раствора. В конечном итоге выбор той или иной стратегии при работе с камнем определяется запросами мастера, особенностями художественного выполнения рисунка и сложившейся в ходе осуществления работ ситуацией в целом.
Готовые плиты, которыми облицовывают поверхности, называются сборными мозаичными изделиями. Сборные изделия идут на оформление полов, ступеней, проступей, стен. Кроме того, такие изделия, с отделанной лицевой поверхностью, используются в качестве подоконных плит. Элементы «брекчии» расположены беспорядочно, однако при этом расстояние между двумя соседними фрагментами не должно превышать 1 см.
Декоративная выразительность повышается и за счет применения того или иного способа укладки облицовочных мозаичных плит или крупных элементов мозаичного раствора, которые втапливаются в цемент уже после его нанесения. Оригинально смотрятся шахматный порядок, звездообразные и геометрические структуры, прямые и диагональные ряды.
Набор мозаичного рисунка осуществляется тремя способами. Прежде всего, можно выложить камни и облицовочную плитку, если она используется, прямо на поверхность подстилающего, цементного слоя. При этом на него уже должен быть нанесен контурный рисунок, по которому проводится выкладка камешков и плитки. В двух других случаях проводится перенос рисунка или готового набора. Например, можно выполнить контурный рисунок на бумаге, а затем наклеить на него каменные обломки. Когда клей схватится, бумагу укладывают на только что нанесенный цементный раствор камешками вниз и втапливают в него. После застывания раствора бумагу смачивают водой и удаляют.
Кроме того, можно положить бумагу с контурным рисунком непосредственно на цементную поверхность, которая должна быть предварительно смочена цементным молоком. Пока бумага пропитывается молоком, на нее выкладываются кусочки камня. Возможны некоторые вариации в технике нанесения рисунка и выкладки набора, эти частные случаи будут рассмотрены далее.
|
|