Архитектура близка к каменной мозаике тем, что оба вида искусства являются, если перефразировать известное образное выражение, «застывшей музыкой» и имеют дело с камнем. Для архитектуры чрезвычайно важен верный подбор цвета декоративных материалов, равно как и для других направлений искусства и дизайна, где только применяются мозаичные узоры.
Сейчас было бы полезно поговорить о другой связи между мозаикой и архитектурой. Ранее указывалось, что не одним цветом славен поделочный камень. Очень важным в плане художественной ценности качеством всех пород и минералов, используемых в мозаике, является фактура, которая учитывается в первую очередь в архитектуре. Фактура зависит от присущего только каждому конкретному минеральному виду сочетания структуры, текстуры, расцветки и в особенности следов поверхностной инструментальной обработки.
Для пород разного минерального состава рекомендуются следующие инструментальные фактуры. Поверхность кварцитов должна быть полированная, допускается фактура «скала» или лощеная, реже мелкобугристая. Известнякам и доломитам в оптимуме придается простая шлифованная или бугристая поверхность, в качестве исключения — рифленая. Шлифованным или лощеным должно быть декоративное покрытие, в состав которого входят, помимо собранных мастером камней, такие закупные материалы, как белый мрамор.
Выбор конкретной фактуры, включая и редко используемые формы, зависит от того, какие поверхности подлежат украшению. Например, при облицовке разнообразных элементов фасада допустимо применять следующие фактуры. Цоколь желательно покрывать породой, которой придается полированная фактура. Поле стены чаще всего шлифованное или бугристое, иногда пиленое (песчаники, смеси с добавкой туфа).
Профильные архитектурные детали поверхности на нижнем этаже выполняются с помощью гладкой или чаще всего полированной облицовки, а на верхних — обычно шлифованной. Богатая фактура поверхностей стен в вестибюлях, гостиных, коридорах и некоторых других помещениях обеспечивается за счет использования специальной ударной обработки камня долотом, бучардой и т. д. Важно уметь сочетать фактуру природного мозаичного камня со строительными материалами: поверхностью стены, кирпичной кладкой, с плиткой, которой облицованы отдельные участки стены , и пр.
Практика показывает, что ровные бетонные стены хорошо смотрятся, если цоколь дома и подоконные плиты выполнены из полированной «брекчии». Кирпичная кладка эффектно подчеркивается цоколем с крупным мозаичным набором, который имеет бугристую структуру. Обилие штукатурки и плитки позволяет использовать несложные и малые по площади узоры из мозаичных плиток.
Подводя итоги, сделаем для себя один очень ценный вывод, касающийся оформительской работы в целом. Мозаичнику, как и многим другим оформителям, в погоне за новыми художественными достижениями не следует бояться классических схем, традиционных методов и стандартных по тематике и сочетанию красок рисунков.
|
|