Обустройство мастерской мозаичника должно быть организовано таким образом, чтобы не только и не столько повыситэкономию труда и времени, сколько для того чтобы обеспечить безопасность производства работ. Ниже приводятся рекомендации по соблюдению техники безопасности во время осуществления мозаичных работ в мастерской, а также непосредственно на месте, где производится установка декоративного покрытия.
Мастер, приступая к работам, обязан убедиться, что рукоятки инструментов не скользят в руках и надежно закреплены, а на самих инструментах нет выбоин, сколов, трещин или заусенцев. Особое внимание уделяется электрооборудованию и в первую очередь шлифовальным машинам. Перед началом шлифовки нужно удостовериться, что все их части работают исправно — пусковое устройство, движущиеся части, в том числе траверса. Мозаичнику следует проверить затяжку крепежных болтов, закрепление в держателе абразивных кругов, цельность защитного кожуха и т. д.
Если машина стала работать со стуком или натяжным звуком, если она перегревается, мозаичник обязан отключить устройство и отнести его в ремонтную мастерскую для профессионального осмотра и починки устройства. Самостоятельно ремонтировать шлифовальную машину воспрещается. Вместе с тем мастер вполне в состоянии поменять абразивные круги, смазывать машину, чистить ее. Во время проведения этих действий на цепь устройства не должна подаваться нагрузка. Машину следует не просто выключить, но и отсоединить от цепи, чтобы полностью исключить даже случайную подачу напряжения.
Большая часть мероприятий выполняется в защитных очках: колка камня, пришлифовка, насечка основания под полы, дозировка расходных материалов для приготовления вязких смесей. Следует заметить, что при дозировке цемента и всевозможных наполнителей мозаичного раствора, в особенности пигментов, мастер должен надеть не только очки, но и респиратор. Желательно во время выполнения всех перечисленных выше действий иметь на руках защитные перчатки (рукавицы). Защитные резиновые перчатки надеваются при работе на шлифовальных и прочих электрических машинах. Одновременно мастер надевает резиновую обувь. В ходе работы с грунтовками и мастиками во время облицовочных и прочих отделочных работ нужно применять только деревянный, резиновый или пластмассовый шпатель. На руки требуется надеть перчатки либо воспользоваться напальчниками. Мастер обязательно пользуется защитными очками. Банки с мастиками, клеем и прочими огнеопасными веществами открываться непосредственно перед употреблением.
Запрещается разогревать загустевшие мастики. Курить и пользоваться открытым огнем во время данного рода работ тоже категорически воспрещается. Нельзя включать электрообогревательные приборы в помещении, где ведется работа с красками, лаками, клеем.
В мастерской, которая устроена в сарае, чулане или пристройке, в утренние часы и вечером бывает прохладно, поэтому мастер перед началом работ в ней должен включить на некоторое время электроконвектор. Конвекторы вызывают движение теплых потоков воздуха. Когда в мастерской станет тепло, прибор отключается, и мозаичник может начинать работу. Нежелательно использовать электрорадиаторы и электрокамины, поскольку они, в отличие от конвекторов, генерируют интенсивное тепловое излучение (невидимые лучи инфракрасного диапазона), которое может попасть на банки с горючими материалами и вызвать воспламенение находящихся там веществ.
Повышенная осторожность требуется и от мастера, работающего с кислотами. Чаще всего он имеет дело с соляной кислотой: она используется для химического тестирования образцов породы и для очистки поверхностей, на которые намоется мозаичный раствор. Закупать следует только слабую 3-5-процентную кислоту. При ее разведении до 1—2-процентного раствора, если в нем возникает необходимость, нужно наливать кислоту и воду, но не наоборот. В противном случае реакция потечет очень активно, что вызовет разбрызгивание воды и кислоты, а это чревато химическим ожогом. При разливе кислоты используются воронка или насадка.
|
|