В заключительной части первого блока будут рассмотрены наиболее характерные частные случаи декоративно-оформительских работ по выполнению «арабских» дверных косяков, созданию «чаш» — углублений в полу, сделанных для геометрического преобразования пространства комнаты, а также некоторые общие рекомендации по набору напольных рисунков. Последнее выделяется особо, потому что прежде подчеркивалось, что мозаичный рисунок в комнате отдыха часто бывает нетипичным и весьма прихотливым.
Наиболее простым украшением гостиной и комнаты отдыха являются так называемые «арабские» косяки. Их путают с дверными рамами, но это неверно. В действительности такой косяк представляет собой свободный от дверей и дверной коробки в целом проход, границы которого подчеркнуты каким-либо настенным орнаментом. Идея мозаичного украшения дверных проходов в их наружной части зародилась на Ближнем Востоке, хотя, разумеется, и не всегда воплощалась в технике каменной мозаики. Нас же сейчас интересует именно мозаичное оформление прохода.
Орнамент «арабского» косяка сформирован чередованием светлых и темных квадратиков, расположенных в шахматном порядке либо образующих какую-то геометрическую фигуру. Несмотря на сравнительно простой рисунок, технология выкладки набора довольно трудоемка. Для начала необходимо тщательно замерить проход и определить приемлемую величину площади, занятой орнаментом.
Следующим шагом будет разметка границ орнамента, после чего в пределах этих границ придется отметить линии, пересечение которых дает рисунок из квадратов. Ячейки, которые будут заполнены камнями одного цвета, помечаются изнутри специальным значком. Фоновые ячейки, квадратики которых будут иметь белый или любой другой светлый цвет, никак не помечаются.
Когда все ячейки размечены, требуется нанести на стену набор. Наиболее простым и удобным способом это выполнить является изготовление для последующей наклейки на стену мелких мозаичных квадратиков, имеющих толщину не более 0,5 см. Для этих целей мастер подсчитывает количество необходимых ему квадратиков и расчерчивает тонкий фанерный лист вертикальными и горизонтальными линиями на данное число ячеек. По размерам расчерченного поля, которое предварительно отрезается от остального листа, сколачивается низкий деревянный ящик. Фанера по горизонтали или вертикали распиливается на рейки, укладываемые вплотную на дно этого ящика меловыми пометками вниз и заливаемые мозаичным раствором. После того как раствор схватился, получившийся монолит извлекают из ящика (последний можно для этой цели просто разобрать) и раскалывают вдоль распилов долотом.
Полученные рейки будет легко отшлифовать самым тщательным образом и далее расколоть по меловым рискам, вновь применяя зубило. Эти квадратики покрываются с задней стороны эпоксидной смолой или другим добротным техническим клеем и в таком виде приставляются к своим ячейкам, отмеченным на стене. Поскольку нередко квадратики спустя некоторое время начинают отпадать из-за собственной тяжести, каждый новый их ряд требуется закрепить бечевкой или проволокой, натянутой между вбитыми в стену гвоздями.
Познакомимся со способами выполнения «чаши», которая очень популярна на Западе. Иногда название этой архитектурной детали передают на русский язык излишне упрощенно, а именно, «яма». Такой вариант перевода звучит чересчур вульгарно, поскольку никто не хочет жить в яме и уж тем более никому не придет в голову украшать яму мозаикой. «Чаша», в отличие от настоящей ямы, при первом взгляде на нее вызывает приятные ассоциации. Она преображает комнату.
Лучше всего строить «чашу» в гостиной, где она будет занята уютными креслами, обращенными к установленному домашнему кинотеатру. Мелкие декоративные тумбочки, столики, кадки с растениями и статуэтки за пределами «чаши» станут подчеркивать ее глубину и своеобразие. Связь же между мозаичным делом и «чашей» заключается в том, что мозаичная смесь служит неплохим материалом для выкладки стенок чаши и ведущих в нее ступеней.Границы «чаши» внутри комнаты выполняются из дощатой рамы, обложенной гипсом и оттого имеющей округлую форму. Основание под возвышающуюся часть комнаты готовится из бетонного раствора, заливаемого на нужную высоту в тех пределах, которые выделены рамой. Когда бетон схватится и образует основание, на него выкладывают мозаичный раствор, предварительно убрав деревянный каркас. «Чашу» также покрывают мозаикой. Варианты мозаичных рисунков для полов в комнате отдыха самые разнообразные, причем здесь более чем уместно отказаться от орнаментов и простейших наборов в пользу сюжетных изображений. Нетрудно догадаться, почему последним вдруг придается такое значение. Сюжетные рисунки сложны в исполнении, но при этом зачастую смотрятся наивно или безвкусно.
В гостевой, в спальне и гостиной подобные мозаичные картинки неуместны. На кухне, в вестибюле и в коридорах допустимо поместить небольшие картинки, однако их тематика будет ограничена темой подземного мира. Свободная тема, переданная в камне, станет смотреться здесь дико, так как каменная мозаика выделяется здесь на общем фоне как нечто самобытное и играет одну из ведущих ролей в дизайне, а это означает, что камень диктует тему.
Атмосфера комнаты отдыха предполагает наличие причудливых и даже броских украшений, которые могут быть изготовлены из чего угодно. Так что камень нельзя здесь назвать главным, он в меньшей степени влияет на тематику рисунка, утрачивая свою художественную самостоятельность. Здесь возможны оба основных направления в сюжетных рисунках, т. е. и абстрактные картинки, и реалистические изображения.
Для абстракции потребуется много разных пигментов, поскольку отдельные части таких наборных рисунков должны будут иметь интенсивный цвет, передающий текстуру элементов полотна того живописца, которого хочет скопировать мастер-мозаичник. Лучше всего смотрятся на полу мозаичные копии впечатляющих богатством красок и полетом фантазии работ В. Кандинского.
Реалистические сюжеты желательно подбирать красивые, но скромные по масштабам и числу персонажей. Оптимально мозаичная сценка должна включать в себя лишь один персонаж, пластичный и целостный. Ясно, что этим требованиям не отвечает, например, рыцарь: его доспехи включают в себя много элементов, отчего мозаичнику будет сложно передать пластику данного образа. Гораздо проще выполнять Афродиту, Амура, херувимов и совсем просто — сирену, дельфинов, зигзаги молний, созвездие Медведицы.
|
|