При украшении столовой мозаичные рисунки обычно имеют большее значение, чем при оформлении кухни. Здесь выполняются замечательные барные стойки, оригинальные фуршетные столики, полки для бутылок с напитками, маленькие застекленные бары (стационарные или на колесиках) и многое другое. В столовой гораздо более уместен богатый мозаичный пол, который, будучи выложенным на современной кухне, иногда представляется излишним роскошеством. Ранее уже сообщалось, что такой пол имеет хороший вид в основном в том случае, если кухня обставлена мебелью, изготовленной на старый лад.
Ниже из великого разнообразия декоративных мозаичных элементов будут рассмотрены только некоторые, представляющиеся наиболее интересными и своеобразными, непохожими на другие по исполнению. В первую очередь в этот список следует внести отделку окна, выходящего на кухню.
Сравнительно недавно подобные окна делались лишь в немногих странах, их считали скорее недостатком, чем достоинством внутренней обстановки. По меньшей мере, к этим окнам относились с холодным равнодушием.
Однако сейчас можно смело сказать, что этот элемент интерьера получает все более широкое признание. Одной из причин этого можно назвать психологические мотивы. Люди, во время трапезы наблюдающие из столовой за кухонной плитой и разделочным столом, где остались некоторые продукты и кухонные принадлежности, испытывают более полное насыщение и большее удовлетворение от приема пищи.
Оставив в стороне психологические тонкости, вернемся к дизайну. Окно в стене или перегородке, разделяющей территорию кухни и столовой, несомненно, нуждается в достойном обрамлении, поскольку, таким образом, оно, во-первых, привлекает к себе дополнительное внимание, во-вторых, гармонирует с остальными элементами интерьера, украшенными мозаикой.
Окно можно оформить трояко: только боковые стороны, причем украшение будет имитировать ставни; боковые стороны и верхнюю часть, так что окно принимает строгий и богатый вид; боковые стороны и нижнюю часть, имитирующую подоконник. Последний вариант считается наиболее домашним, такое оформление вызывает приятные, теплые ощущения. Цвета для мозаичного набора должны подбираться яркие, насыщенные, но не отличающиеся большим разнообразием.
Главным образом, мастером используются ярко-белый и розовый известняк, красный песчаник, желтоцветные карбонаты и некоторые другие породы. Желательно выложить на стене вокруг такого окна какой-либо орнамент на фоне мозаичной массы.
Технически поставленная задача выполняется следующим образом. На стене маркером отмечаются границы рисунка и через трафарет наносится орнамент. На линии орнамента выкладывается одноцветный или многоцветный мозаичный раствор, отличающийся по окраске от фонового. Желательно добавить в цемент этого раствора минеральные пигменты, которые подчеркнут его особую расцветку. Когда раствор на орнаменте высохнет, оставшееся пространство в пределах обозначенных границ можно будет заполнить мозаичной смесью других цветов.
Барная стойка предназначена для откупоривания и розлива спиртных напитков, приготовления аперитивов, джулепов и прочих алкогольных коктейлей и подготовки спиртного к последующей подаче на стол. Стойка выполняется на основе деревянной или пластиковой заготовки, покрываемой сверху мозаикой. Предпочтение отдается не просто прямоугольным стойкам, а компактным: слегка изгибающимся или имеющим форму уголка.
Пластик желательно покрыть мозаичным слоем полностью, тогда как деревянную стойку лучше всего покрыть лишь сверху мозаичной плиткой, а боковую стенку следует оставить без изменений. Тем самым создается контраст деревянного и разноцветного каменного массива. Полезно будет подчеркнуть декоративные свойства обоих массивов. Поверхность камня, как это всегда бывает у барных стоек, — полированная, но вот его торец может иметь фактуру «скала», лощеную или грубо шлифованную. У дерева посредством тонировки и подкрашивания также выявляется фактура (рисунок из годичных колец и волокон), усиливается естественный цвет.
Нелишне обратить внимание на то, что плиткой облицовывается только крышка барной стойки как у пластиковых, так и у деревянных стоек. Толщина мозаичной плиты на деревянной опоре не должна превышать 25 мм, а предел толщины у плиты на пластиковой опоре составляет 17 мм. Отметим, что многие пластиковые изделия способны выдержать большие нагрузки, особенно, если вес каменного изделия равномерно распределен на основании. Однако более толстая плита станет смотреться противоестественно.
Поверхность пластика непригодна для наклеивания на нее каменной мозаики, поэтому такое изделие перед превращением в оригинальную современную стойку требуется особым образом обработать. Для начала на пластике делаются равномерные неглубокие насечки с помощью ножа для резки резины или кожи.
Потом пластиковая поверхность грунтуется в два слоя краской, причем так, чтобы нарезки не оказались заполнены последней целиком. На высохшую грунтовку наносится известково-песчаный раствор, а после его схватывания — цемент. Толщина цементного слоя не должна превышать 0,6 см. На заключительном этапе выкладывается слой мозаичного раствора, имеющий мощность примерно 1—1,2 см, но не более.
Рисунок на плите, служащей крышкой стойки, может содержать элементы орнамента, но обычно это «брекчия» либо смесь крупных и мелких фракций. В мозаику желательно добавить мраморную или гранитную крошку для более эффектного вида полированной поверхности. Основание под крышкой выкладывается мозаичной массой из мелких фракций.
Хорошо, когда «брекчия» сочетается с рисунком пола. Если на кухне пол выстилают кафелем или мозаикой в виде квадратиков, то в эффектно оформленной столовой от этих квадратиков, даже мозаичных, придется отказаться. Гораздо зрелищнее одноцветное сплошное наборное покрытие из крупной «брекчии». Если же пол все-таки покрыт традиционной плиткой, рисунок на барной стойке дополнит масштабное настенное панно из крупных мозаичных плиток, образующих узор на основе «брекчии», но не из шестиугольников, а из треугольных или пятиугольных сильно вытянутых осколков с острым углом на конце. Такое панно несет в себе элементы геометрической абстракции, разработанные в неоклассическом стиле.
|
|