Кубатура и микроклимат мастерской зависят от самого мастера, хотя на первый взгляд это утверждение кажется абсурдным. Помещение ведь не резиновое, да и устанавливать в нем систему кондиционирования воздуха излишне. Тем не менее, мозаичник должен уметь управлять рабочим пространством, в противном случае он сделает невозможной нормальную работу. Неправильная организация пространства ведет к повреждению оборудования и изделий, а также к травмам.
Объем полезного пространства мастерской уменьшается, если последняя завалена ненужными вещами и неиспользованными инструментами, если в ней неправильно размещено оборудование, если мастер не умеет использовать третье измерение. Заключительное замечание особенно важно, поскольку люди до сих пор не отвыкли мыслить такими пространственными категориями, как если бы наша планета была плоской. Вместительная мастерская в нашем представлении должна иметь большую площадь, а это неверно. Разумное трехмерное распределение предметов позволит сэкономить на дефицитной площади и разместить все необходимое оборудование.
Что касается микроклимата, то и его необходимо регулировать самостоятельно. Расположение мастерской должно быть таким, чтобы помещение вентилировалось естественным путем. Два раза в неделю требуется проводить в мастерской влажную уборку, а ежедневно — сухую, и так в течение всего периода, когда ведутся работы. Именно так можно избавиться от каменной пыли, засоряющей легкие и затрудняющей дыхание. Если же есть возможность установить в мастерской кондиционер, то нужно непременно эту возможность использовать.
Рассмотрим принципы рационального обустройства рабочего места, в основу которых положено управление трехмерным пространством. Планировка взаимного расположения предметов обстановки строится в зависимости от того, как решено поставить рабочий стол. Его удобнее всего разместить в углу. Над столом следует повесить полочки для мелкого ручного инструмента, над которыми будут находиться шкафчики для хранения более крупных инструментов.
На смежной стене требуется повесить большую полку или шкафчик для хранения расходных материалов. На полу по одну сторону стола необходимо поместить ящик для отходов, а по другую — для сырья и обработанного материала. На некотором отдалении от стола, у стены, требуется поставить тяжелое электрооборудование, если таковое имеется. Рядом с ним должен лежать резиновый коврик, выполняющий функцию изолятора: мастер во время работы становится на этот коврик. В мастерской также желательно разместить хранилище эталонных образцов всех горных пород, с которыми имеет дело мозаичник. Это типичные образцы, у которых характерные признаки породы проявляются особенно ярко. Для хранения эталонов подойдет навесной деревянный шкафчик с множеством отделений, запирающихся на отдельные дверцы. Каждое отделение будет отведено под образец той или иной породы, а размеры отделения составят 5x5 см.
Суммарное число отделений равно 196, что получается в результате пересечения 14 горизонтальных и 14 вертикальных рядов. Каждый ряд соответствует определенному химическому элементу, преобладающему в данной породе или являющемуся одним из главных: углероду, азоту, кислороду, натрию, магнию, алюминию, кремнию, фосфору, сере, хлору, калию, кальцию, марганцу и железу. Длина и ширина шкафчика раина 70—75 см, а его глубина — 5—6 см.
|
|