Техника оформления мозаикой камнерезных изделий сравнительно несложна, если используется простой набор, разнообразие рисунков при котором достигается за счет выбора фракций и умелого сочетания цветов пород. В таком случае какая-то часть изделия покрывается клеевым слоем, а поверх него выкладывается каменная крошка. Сходным образом можно набирать орнаменты и простейшие сюжетные рисунки. Познакомимся поближе со спецификой этой работы.
Весьма простым решением является наклейка выполненного на бумаге набора. Такую работу могут выполнять новички, которые с трудом находят оптимальное сочетание цветов. Орнамент рисуется на бумаге, вырезается, а затем его линии промазываются клеем и на них наносится каменная крошка. Получившуюся ажурную накладку мастер наклеивает на декорируемую поверхность, например крышку каменной коробочки. Если мастер, приложив накладку к поверхности, обнаружит, что неудачно подобрал цветовую гамму, то он запросто начнет работу сначала, не загубив резное изделие.
Более высокий уровень мастерства демонстрируют изделия, на поверхность которых орнамент наносится по вырезанному из бумаги шаблону мелом. В пределах, очерченных меловыми линиями, наносится клеевой слой, поверх которого насыпается или набирается в определенном порядке каменная крошка. Качество такой работы, несомненно, выше, поэтому она является условной вершиной, к которой должен стремиться мастер, непрестанно развивающий свое художественное чутье.
Истинные вершины искусства каменной мозаики лежат гораздо выше, их мастер осваивает позднее. Очевидно, что значительно сложнее выкладывать сюжетный рисунок или богатый орнамент, которые выполняются из цельных стилизованных элементов. Это означает, что если прежде элементы рисунка набирались из множества мелких каменных кусочков, то теперь каждому элементу соответствует только один крупный кусочек мозаики. Для этой цели необходимо использовать пришлифованные камни.
Под пришлифовку берутся крупные и красивые образцы, тогда как остальные идут на колку для получения каменной крошки, служащей дополнительным украшением. Крупные пришлифованные камешки выполняют функцию стилизованных элементов орнамента или деталей сценки. В качестве подходящего материала для этих целей берутся образцы толщиной не более 9 мм. Такой образец первоначально подравнивают и разрезают с помощью напильника, потом пришлифовывают на абразивном камне только с одной стороны до толщины 6—7 мм.
Затем камень-заготовка обрабатывается с разных сторон мелкими зубилами и напильником до приобретения формы, близкой к требуемой. Например, если мастеру нужно изготовить лепесток или листочек, то первичная форма камня будет овальной. Полученный овал пришлифовывается с обратной стороны наждачной шкуркой и принимает толщину 4—5 мм.
Теперь овал еще раз обтачивается зубильцами, становится похож на лепесток (листочек) и тщательно обрабатывается по торцу сначала напильником, а после крупной шкуркой. Когда размеры и форма элемента приобрели окончательный вид, обработанный камешек подчищается мелкой шкуркой с целью устранения неровностей. Лицевая сторона камня полируется с применением пасты, которая растирается байкой, если он мягкий, и сукном, если твердый.
|
|