Строительно-ремонтный портал. Как самим построить дом, баню, хозблок, обостроить участок, отремонтировать квартиру.

Строительно-ремонтный портал

 

главная   разделы   строительные материалы   документы   компании   статьи   реклама

 

Главная
Влияние цвета на человека
Цвет в традиционных культурах Севера и Юга, Запада и Востока
Свойства цвета
Еще раз о теплых и холодных цветах
Цвет в интерьере
Характеристика волокон и тканей
Виды волокон
Лен
Хлопок
Шерсть
Шелк
Химические волокна
Искусственные волокна
Синтетические волокна
Все о тканях
Строение ткани и виды ткацких переплетений
Виды тканей
Разновидности тканей
Швейные работы
Оборудование места и правила работ
Инструменты и принадлежности
Особенности раскроя ткани
Швы, стежки и строчки
Ручные швы
Машинные швы
Обработка срезов
Изготовление дополнительных деталей
Особенности шитья из лоскутков
Подушки, покрывала, одеяла
История появления постельных принадлежностей в Европе
Подушки
Виды готовых подушек
Подушки из натуральной шерсти
Подушки с наполнителем из полиэфирного волокна
Перьевые и пуховые подушки
Подушки из пера белого гуся
Сонные подушечки
Декоративные дневные подушки
Ортопедические подушки
Расцветка подушек
Фактура ткани
Составление композиции
Чехлы на подушки
Подушка, изготовленная своими руками
Выбор наполнителя
Изготовление чехлов
Прямоугольный чехол для подушки на молнии
Квадратный чехол для подушки с пуговицами
Виды самодельных подушек
Самодельные диванные подушки
Лоскутная подушка
Клетчатая подушка
Самодельные шелковые подушки
Шелковая подушка «Кошка и мышка»
Шелковая подушка с кистями «Красная кошка»
Шелковая подушка с байтами «Бирюзовая кошка»
Шелковая подушка с изображением кошки, помпонами и орнаментом
Самодельная подушка с аппликацией
Подушка с орнаментом «Солнце»
Самодельные детские подушки
Подушки разных форм
Подушка с узором в индейском стиле
Подушка «Толстый кот»
Подушка «Корова»
Самодельные подушки для отдыха
Прямоугольная подушка
Самодельные ароматические подушки
Подушка с ароматом лаванды
Подушка с ароматом розмарина
Подушка с ароматом розы, лаванды, мелиссы
Противомикробная ароматическая подушка
Валики
Уход за подушками
Покрывала и одеяла
Виды готовых одеял
Одеяло из гусиного пуха
Одеяла с синтетическими наполнителями
Одеяло с наполнителем файбер
Одеяло с наполнителем полиэфир
Одеяло с синтепоном
Одеяло с наполнителем арктик
Одеяло на все времена года
Одеяло «Зима-лето»
Одеяло с пристегивающимися простыней и наволочками
Лечебное многослойное одеяло
Ватное одеяло
Самодельные детские одеяла
Детское одеяло «Зоопарк»
Детское одеяло на молнии
Детское лоскутное покрывало
Детское стеганое одеяло с аппликацией
Самодельные лоскутные одеяла и покрывала
Стеганое одеяло с орнаментом
Лоскутное покрывало с орнаментом «Звезда»
Занавески, шторы, гардины, жалюзи
Способы декорирования оконных и дверных проемов
Общие рекомендации по раскрою занавесок
Карнизы
Виды занавесок
Занавески для кухни и столовой
Занавеска, закрывающая верхнюю часть окна

Занавеска из тюля
Занавеска с круглой выемкой
Прямоугольные занавески
Асимметричные занавески
Комплект для кухонного окна из двух деталей
Комплект для кухонного окна из трех деталей
Занавески для кухни с оборками
Комплект из кухонной занавески и салфеток из лоскутков
Кухонные принадлежности
Скатерть и салфетки с шахматным рисунком
Скатерть и салфетки с аппликацией
Кухонная занавеска с оборками и абажур
Кухонный комплект с аппликацией
Прихватки «Клубника»
Салфетки «Лимонные дольки»
Занавески и аксессуары для детской комнаты
Полог для кроватки без подкладки
Полог с подкладкой
Панно с кармашками
Шторы
Складки
Сборки
Буфы
Варианты крепления штор
Крепление штор с помощью металлических блочек
Крепление штор с помощью петель и завязок
Шторы на подкладке
Шторы с контрастной подкладкой
Шторы с прокладкой
Многослойные шторы
Подъемные шторы
Французские шторы
Римские шторы
Рулонные шторы
Гардины
Портьеры
Ламбрекены
Плоский ламбрекен
Ламбрекен со сборками
Драпирующийся ламбрекен
Драпировки
Жалюзи
Вышивка
Техника вышивки

Строение ткани и виды ткацких переплетений

Строение ткани зависит от взаимного расположения продольных (основа) и поперечных (уток) нитей, их вида и толщины, а также от числа приходящихся на единицу длины материала нитей (плотности) и их переплетения. Изменение толщины нитей основы или утка влечет за собой изменение их изгиба в ткани, что, в свою очередь, ведет к изменению ее строения и физико-механических свойств. Как уже упоминалось, на строение ткани влияет вид используемых нитей (род волокна, способ изготовления и обработки нити и пряжи). Обычно в ткацком производстве за основу и уток берут не элементарные, получаемые из волокон нити, а более сложные, комбинированные. По способу соединения различают следующие виды нитей, отличающихся друг от друга  структурой  и физико-механическими свойствами:

  1. одиночная, или мононить, — нить, не делящаяся в продольном направлении и непосредственно используемая при изготовлении текстильных изделий. Делается она из синтетических волокон, имеет круглое сечение и в зависимости от толщины используется при производстве легких, тонких и тяжелых тканей;
  2. комплексная — нить, состоящая из двух или нескольких элементарных нитей, соединенных способом скручивания или склеивания;
  3. крученая — нить, получаемая в результате скручивания двух или более комплексных нитей, пряжи или тех и других вместе;
  4. пряжа — нить, состоящая из тонких текстурированных волокон, соединенных между собой путем скручивания в процессе прядения. В зависимости от технологии производства различают 2 вида пряжи — карданную (средней толщины и прочности, делается из волокон неодинаковой длины) и гребенную, или камвольную (тонкую, прочную, гладкую на ощупь, производимую из тонких, длинных волокон).

По свойствам используемых волокон различают однониточную (простую), меланжевую (получается из разноцветных волокон) и крученую пряжу (состоит из 2 и более нитей, отличается высокими механическими свойствами и равномерностью по толщине). Пряжа последнего вида бывает простой и фасонной крутки. Гладкая по всей длине пряжа простой крутки получается в процессе скручивания нитей с одинаковым показателем натяжения; для производства пряжи фасонной крутки, имеющей на поверхности петли, узелки и спирали, скручиваемые нити различного натяжения подают в станок с разными скоростями. Показатель интенсивности скручивания нитей дает основание разделить их на нити слабой (до 230 кр/м), средней (муслин, 230-290 кр./м) и сильной крутки (креп, 1500-2500 кр./м). Многообразие производимых нитей позволяет вырабатывать из них материи с различными структурными эффектами на поверхности. Несколько слов необходимо сказать о плотности ткани — показателе частоты расположения нитей в ткани. Определяют ее по двум направлениям — по основе и утку: чем больше промежутки между нитями, тем меньше плотность, и наоборот. Все ткани по показателю плотности можно разделить на редкие (величина межниточных промежутков больше диаметра нитей), средней плотности (промежутки между нитями практически равны их диаметру) и плотные (межниточные промежутки меньше диаметра нитей), Кроме того, различают ткани уравновешенные по плотности (с одинаковым показателем по основе и утку) и неуравновешенные (с неодинаковой плотностью по основе и утку). Особое внимание следует уделить ткацкому переплетению нитей, то есть их расположению относительно друг друга. Здесь нужно подробнее остановиться на том, что такое основа и уток. Нити основы, являющиеся наиболее крепкими и сильно скрученными, проходят вдоль ткани; они сильно натянуты, поэтому ткань не растягивается вдоль. Нити утка, отличающиеся слабой скруткой, в процессе производства ткани натянуты слабо, поэтому по ширине ткань способна к растяжению. Место, где одна нить перекрывается другой, носит название «перекрытие». Различают перекрытия основные (когда на лицевой стороне ткани нить основы перекрывает нить утка) и уточные (когда основа перекрывается утком). Участок, переплетения которого повторяются через определенный промежуток, называется раппортом переплетения. Различают раппорт переплетения по основе (учитывается определенное количество нитей основы, после которого расположение перекрытий повторяется в направлении утка) и по утку (учитывается число нитей утка, после которого делается повтор порядка расположения перекрытий в направлении основы). Одной из характеристик переплетения является сдвиг — число нитей, на которое одно перекрытие удалено от другого. Различают вертикальный (между соседними нитями основы) и горизонтальный (между близлежащими нитями утка) сдвиги. При производстве тканей используют следующие виды переплетений: простые, сложные, мелкоузорчатые, производные и рисунчатые. Простыми (основными) переплетениями считаются полотняное (прямое), саржевое (диагональное), атласное и сатиновое. Полотняное переплетение является наиболее простым и распространенным видом переплетения. Здесь уток проходит поочередно то над основной нитью, то под ней. В результате ткань приобретает ровную матовую поверхность и одинаковый вид с лицевой и изнаночной стороны. Если разница в линейной плотности основной и уточной нитей велика, в ткани с подобным переплетением появляются продольные или поперечные рубчики. Использование нитей сильной крутки приводит к структурным изменениям — поверхность ткани становится зернистой (в этом случае говорят о креповом эффекте). Полотняное переплетение используется при производстве различных тканей, в первую очередь тех, которые идут на изготовление нижнего белья и одежды. Саржевое переплетение образуется в результате прохождения в раппорте нити утка или основы под одной и двумя (реже тремя-пятью) нитями основы или утка соответственно. В каждом последующем ряду происходит смещение утка или основы на одну нить основы или утка вправо или влево.  Характерной особенностью саржевого переплетения является наличие на поверхности ткани диагоналевого рубчика, направленного по лицевой стороне снизу вверх слева направо (реже справа налево). Угол наклона рубчика определяется соотношением толщины основных нитей и нитей утка.
Ткани с переплетением данного вида мягкие и рыхлые, обычно их используют в качестве подкладочного материала, а также для обивки подушек и матрацев. Атласное переплетение, отличающееся удлиненными перекрытиями, получается при прохождении нити основы над нескольким нитями утка. При этом одиночные основные и уточные перекрытия тянутся равномерно по всему раппорту. Сатиновое  переплетение подобно атласному, только здесь нить  утка  проходит над несколькими основными. В зависимости  от блеска  нитей ткани с переплетением данного  вида  имеют более или менее блестящую поверхность. Ткани с атласным и сатиновым переплетением отличаются друг от друга плотностью соединения основных и утковых нитей, тем не менее, они обладают повышенной стойкостью к истиранию, прочностью и небольшим коэффициентом трения. Благодаря своей ровной и гладкой поверхности такие ткани хорошо скользят, что позволяет использовать их в качестве подкладочного материала. Как правило, сатиновым переплетением вырабатывают ткани из хлопка, а атласным — химические комплексные нити и натуральный шелк. Мелкоузорчатыми переплетениями называются производные от простых (полотняного, саржевого) и комбинированные переплетения. Производными полотняного переплетения являются репсовые и рогожка. Репсовые переплетения образуются в результате удлинения в направлении нитей утка или основы перекрытий полотняного переплетения. Их используют при производстве фланелевых тканей и файдешина. Рогожка получается при одновременном удлинении основных и уточных перекрытий, в результате на ткани образуются мелкие квадратики и прямоугольнички, она становится более плотной, не утрачивая своей мягкости. Внешний вид тканей с переплетением данного вида одинаков с изнаночной и лицевой стороны. Наиболее распространенным является переплетение рогожка по 3-4 нити в ячейке. Производные саржевого переплетения — усиленная, сложная и ломаная саржа. Усиленная саржа, в которой отсутствуют одиночные перекрытия, отличается широкими и четко выраженными диагональными полосками. Характерной особенностью сложной, или многорубчатой,  саржи является наличие диагоналевых рубчиков разной ширины на ткани. Для ломаной саржи характерно изменение направления полос (нити располагаются под углом 90° друг к другу), в результате чего на ткани образуется рисунок, напоминающий елочку. Комбинированными называются переплетения, образуемые путем соединения двух или более переплетений разных видов, преимущественно основных и производных, например полотняного и репсового, саржевого и рогожки, атласного и саржевого. Края тканей с такими переплетениями укрепляют кромками, позволяющими безошибочно определять лицевую и изнаночную сторону ткани (первая обработана более аккуратно). Комбинированное переплетение используется при изготовлении костюмных, сорочечных, полотенечных и других видов тканей. Сложные переплетения — это наиболее многочисленная и разнообразная группа ткацких переплетений. Сюда входят двойные, двухлицевые, двухслойные, ворсовые, перевивочные и крупноузорчатые переплетения. Двойное переплетение получают из двух систем основных нитей и одной системы уточных. Двухлицевое переплетение предусматривает использование двух систем уточных нитей и одной системы основных. Двухслойные переплетения производят из двух систем основных и двух систем уточных нитей. Благодаря такой выработке ткани получаются более толстыми, с хорошими теплозащитными свойствами. Ворсовые переплетения, образуемые тремя системами нитей (ворсовой, основной и утковой), позволяют получить на лицевой стороне ткани разрезной или петельный ворс. В зависимости от того, из каких нитей (основы или утка) образуется ворс, различают осново- или уточно-ворсовые ткани. Следует отметить, что переплетения данного вида придают тканям привлекательный внешний вид, хорошие теплозащитные и гигроскопические свойства, но усложняют изготовление из них изделий. Ворсовое переплетение используется при выработке таких тканей, как бархат, полубархат, велюр, вельвет, плюш и искусственный мех. Нередко из материи с петельным ворсом делают так называемые махровые полотенца, простыни и халаты. Перевивочные переплетения, образуемые двумя системами нитей основы и одной уточной, находят применение при выработке легких ажурных тканей. Для выработки крупноузорчатых переплетений используют ткацкие станки с жаккардовой машиной. Благодаря особенностям техно- логического процесса на тканях с подобными  переплетениями образуются крупные узоры раз-личной формы. Такие материи используются при создании гобеленов, мебельно-декоративных тканей и т. п. Все крупноузорчатые переплетения подразделяются на простые, создаваемые двумя системами нитей, сочетающихся между собой простым и мелкоузорчатым способами, и сложные, образуемые тремя и более системами нитей. Производными называются переплетения,  которые получаются от главных поперечно- и основовязаных. Существует множество видов  таких переплетений. Производная гладь создается путем сочетания двух переплетений простой глади. Полотно, получаемое данным способом, отличается высокой плотностью и одинаковой по длине и  ширине растяжимостью. Интерлочное, или двуластичное, переплетение создается при ввязывании одного в другой двух ластиков. При этом лицевая и изнаночная стороны полотна получаются одинаковыми. Ткани с интерлочным переплетением характеризуются прочностью, упругостью, малой распускаемостью и растяжимостью, хорошими теплозащитными свойствами. Сукно и шарме — это производные от трико переплетения: первое представляет собой двойное, а второе — тройное трико. Ткани с переплетениями данного вида отличаются большой поверхностной плотностью, малой растяжимостью и блестящей поверхностью. На базе главных и производных переплетений путем внесения изменений в их строение создаются разнообразные рисунчатые переплетения. Жаккардовые переплетения бывают одинарными, двойными, рельефными и разноцветными. Полотно, полученное с помощью жаккардового переплетения, имеет красивый внешний вид, его используют при производстве различных верхних изделий и материалов для декорирования интерьеров. Характерными особенностями прессового переплетения являются рельефные и ажурные узоры различной формы на поверхности ткани, придающие ей привлекательный внешний вид. Ткань становится достаточно плотной и малорастяжимой. Платированные переплетения получаются на основе главных или производных переплетений путем одновременного прокладывания с различным натяжением на иглы двух или трех нитей, отличающихся цветом или волокнистым составом. Переплетения данного вида придают тканям привлекательный внешний вид, делают их прочными, с хорошими теплозащитными свойствами. Ажурное переплетение получается в результате переноса петель из одного ряда нитей другой. Полотно, на котором образуются отверстия определенного размера и рисунка, отличается красивым внешним видом. Футерованное, или начесное, переплетение получается путем введения в петли производной глади нитей для начеса. Данное переплетение находит применение при производстве различных тканей бытового назначения. Особое внимание необходимо уделить трикотажным переплетениям. Все они делятся на поперечновязаные и основовязаные, а также на одинарные и двойные. Основными трикотажными переплетениями являются гладь, ластик, изнаночное, цепочка, трико и атлас, Гладь представляет собой поперечновязаное одинарное переплетение, более гладкое и ровное с лицевой стороны. Трикотажные полотна с переплетением данного вида легко распускаются, закручиваются по краям и быстро растягиваются. Гладь применяется при производстве бельевых и спортивных изделий. Ластиком называется двойное поперечновязаное переплетение, в котором чередуются лицевые и изнаночные петельные столбики. Трикотажные полотна с переплетением ластик характеризуются меньшей распускаемостью, они прочнее и толще, чем гладьевые, не закручиваются по краям. Ластик находит применение при выработке бельевого, спортивного и верхнего трикотажа. Изнаночное переплетение, образуемое чередованием рядов лицевых и изнаночных петель, представляет собой двойное поперечновязаное переплетение с одинаковой и с лицевой и изнаночной стороны поверхностью, напоминающей изнанку глади. Полотна с переплетением данного вида легко распускаются и не закручиваются по краям. Цепочка    представляет собой одинарное основовязаное переплетение, получаемое из одной нити путем создания столбика петель. Для получения трикотажного полотна данный вид переплетения отдельно не используется, но в сочетании с другими переплетениями он позволяет получить не растягивающийся трикотаж. Атлас представляет собой одинарное основовязаное переплетение, которое получается путем прокладывании каждой нити не менее чем на трех рядах игл и сдвигания на один шаг сначала в одну, а затем в другую сторону. Трикотажные полотна с атласным переплетением практически не растягиваются, но сильно закручиваются по краям. Переплетение данного вида применяется при производстве бельевых изделий, платьев, блузок и др.

 

Информация