Одним из древнейших искусств, известных человеку, является искусство украшения тканей. Самые первые одежды, украшенные великолепными узорами, появились в Ассиро-Вавилонии. Благодаря многочисленным находкам археологам удалось восстановить, что же было изображено на древних тканях.
Как правило, узоры располагались по обрамляющей ворот, рукава и подол одежд кайме и отличались разнообразием. В большинстве случаев они были геометрическими, то есть образованными квадратами, прямоугольниками, ромбами, кругами и полукружиями. Тем не менее, на одеждах ассирийцев и вавилонян встречаются и растительные орнаменты в виде розеток, разбросанных по всей ткани.
Как же создавались эти узоры — на ткацком станке или вручную? Согласно письменным источникам, Вавилон был признанным центром вышивального искусства, здесь жили самые искусные мастерицы.
По утверждению историка Плиния, именно в Вавилоне впервые начали вышивать ткани разноцветными нитями. Спустя несколько столетий, во времена римского господства, вавилонская игла (babilonica acus, как выражались древнеримские поэты) прославилась в выполнении пестрых вышивок: вавилонские мастерицы использовали в своей работе золотые, шелковые, а также шерстяные нити.
Вавилонские скатерти и ковры ценились на вес золота. Неудивительно, что эти вещи, поражавшие своей изысканной красотой, пользовались популярностью у римской аристократии. Считалось дурным тоном, если в доме высокопоставленного римского чиновника не было скатерти или ковра, расшитых вавилонскими вышивальщицами.
Произведения искусных мастериц украшали и дворцы римских императоров. Так, согласно некоторым источникам, император Нерон заплатил 4 млн. сестерций только за то, чтобы стать обладателем великолепно расшитой ткани, привезенной из Вавилона.
Однако вышивка была распространена не только в Ассиро-Вавилонии, но и в других странах, например в Египте. Здесь шерстяными вышивками украшались льняные ткани.
Ромбы, квадраты, поперечные или расходящиеся лучами полосы — вот характерные орнаменты египетских узоров. Однако, наряду с простыми геометрическими орнаментами, в произведениях мастериц встречаются и более сложные узоры — пальметки, цветки лотоса, меандры, кружки, фигурки людей и животных.
Наряду с вавилонскими, египетские расшитые ткани пользовались широкой популярностью во всех странах Средиземноморского побережья. Во многом распространению этих тканей способствовала торговая деятельность финикийцев, на протяжении ряда столетий являвшихся посредниками между странами восточного и западного мира. В Персии особой популярностью пользовался пышный декоративный узор, заполняющий все поле расшиваемой ткани.
В Древней Греции искусство вышивания тоже было широко распространено. Согласно древнегреческому эпосу, изготовлением тканей и вышивкой занимались боги и члены царской семьи.
Судя по мифам, ткачество было любимым занятием богини Афины, она изготавливала великолепные ткани, из которых затем шила роскошные одеяния для жителей Олимпа. В Афинах, городе, находившемся под покровительством богини Афины, ежегодно совершался обряд жертвоприношения: афинские девушки посвящали богине узорные покрывала собственной работы.
Свидетельством тому, что вышивка пользовалась популярностью в древнегреческом обществе, могут служить произведения Аристофана и Феокрита: их героини создавали великолепные узорчатые ткани.
Древнегреческая вышивка прошла длинный путь развития от примитивных геометрических узоров — полос с кружками, фестонами и розетками — до более сложных орнаментов с изящными пальметками и акантом. Сохранились также фрагменты тканей, расшитых фигурками людей и животных, выполненными шерстяными
нитками. Характерной особенностью древнегреческой вышивки было то, что узор не закрывал ткань полностью, как, например, в Персии, а был разбросан по ней, не отягощая пространства.
Традиции древних греков и римлян получили развитие в искусстве византийских вышивальщиц. Мастерицы использовали в своей работе золотые кипрские нити, изготовляемые из льняных путем обвивания их полосками животной кишки, покрытой с наружной стороны тонким листовым золотом или золотой нитью. Эффект от использования таких нитей был потрясающим — создавалась иллюзия естественности орнамента, ткань приобретала роскошь, достойную императорских особ. Неудивительно, что произведения византийских вышивальщиц стоили очень дорого.
Следует отметить, что с III до XI в. при создании узорчатых тканей использовалось волоченое золото — тонкая металлическая проволока, пришиваемая к ткани лишь местами. После XI в. волоченое сменило золото пряденое — так называемые кипрские нити, о которых было рассказано выше.
Из Византии благодаря захвату крестоносцами Константинополя и вывозу части византийских вышивок в Европу искусство создания узорчатых тканей с помощью нитей распространилось по всем европейским странам. В результате вышивание стало одним из основных занятий знатных дам. Уже в середине XII столетия роскошь убранства была характерна для замков многих знатных вельмож. Причем не последнюю роль в интерьере дворцовых комнат играли узорчатые ткани, изготовленные лучшими вышивальщицами.
В XII-XIV вв. среди знати существовала традиция украшать тены комнат многочисленными коврами и завешивать кровати специальными пологами-шатрами, расшитыми великолепными узорами. При необходимости пологи убирали вместе с шестами, на которых они размещались, в стоявшие по периметру комнаты
сундуки.
Как уже упоминалось ранее, умение вышивать являлось одним из главных достоинств знатных дам. Считалось дурным тоном, если девушка из богатой семьи оказывалась неспособной приготовить себе расшитое великолепными узорами приданое. Естественно, что в этом непростом занятии ей помогали служанки. Практически во всех замках имелись гардеробные, в центре которых располагался низкий помост для работы вышивальщиц, швей и портних.
В одной из средневековых поэм рассказывается, что настоящие дамы пользовались для вышивания только дорогими, украшенными драгоценными камнями иглами, ножницами, изящными ножами и др. Для хранения этих инструментов предназначались покрытые эмалью золотые игольницы, расшитые золотыми нитками кошельки, резные ножны.
Вышивкой занимались и представительницы королевских семей. Так, всемирной известностью пользуется гобелен из Байе, изготовленный королевой Матильдой, женой Вильгельма Завоевателя, в честь завоевания Англии нормандцами в 1066 г. На этом гобелене — подробный «рукодельный » рассказ о походе Вильгельма в английские земли. Сам гобелен представляет собой льняное полотно размером 70 х 50 см, вышитое шерстяными нитками. Манера работы отличается обобщенностью и условностью: так, волосы у людей вышиты разноцветными (преимущественно зелеными и голубыми) нитками.
Наиболее интересные вышивки эпохи Средневековья были созданы церковными мастерицами в Англии между 1250 и 1350 г. Данный период вошел в историю вышивки под названием opus anglicanum. В рукотворных творениях вышивальщиц этого времени обилие церковной символики, изображения людей и животных отличаются условностью, преобладают многофигурные композиции.
Следует отметить, что на искусство средневековых вышивальщиц оказало большое влияние чтение популярных в Европе книг символов и эмблем, бестиариев и сочинений о природе. Дамы, занимавшиеся вышивкой, переносили образы животных и растений, а также эмблемы и символы на полотно, расшивали их золотыми и серебряными нитями, создавая поистине прекрасные произведения вышивального искусства. В XIV столетии вышивка стала более простой и лаконичной: преобладали трехчастные композиции, в центре которых располагалась Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Популярность обрела и силуэтная вышивка (стебельчатым швом, темными нитками ПО светлому фону), получившая в дальнейшем развитие в вышивке крестом и бисером.
В XV в. в странах Западной Европы в моду вошли одежды с вышивкой. В результате в отдельных населенных пунктах открылись мастерские по изготовлению таких изделий. Примерно к этому же временному периоду относится и появление первых печатных образцов вышивальных узоров.
XVI в. ознаменовался переходом от религиозной тематики в вышивке к светской. Большое распространение получила вышивка крестом, которая воссоздавала узоры дорогостоящих гобеленов того времени. Особой популярностью пользовались узоры на сюжеты античной мифологии и произведений классических поэтов и писателей (в частности, басней Эзопа), а также различные цветочные орнаменты и фигурки животных.
Одной из наиболее знаменитых вышивок С изображениями животных являются оксбургские драпировки, выполненные шотландской королевой Марией Стюарт и графиней Бесс Шресберийской. Заметим, что вышивка украшала не только одежды, но и пологи для кроватей: здесь преобладали изображения охотничьих сцен и цветочные композиции, гораздо реже встречались сюжеты из античных басен.
Примерно в середине XVI столетия художником Кенниро Кеннини была разработана особая техника нанесения рисунка на канву изделия: узор рисовался чернилами или сепией на ткани и раскрашивался для последующего вышивания.
Данная техника облегчала работу мастериц, поскольку теперь каждая рукодельница могла самостоятельно переносить любой понравившийся рисунок на материал. Выпускались также книги с образцами вышивки, которые, наряду с библейскими сюжетами, использовались при работе над вышитыми жанровыми картинами.
В XVII в. популярной стала вышивка золотыми нитями узора «травка». Прежде чем принять этот вид, рисунок претерпел ряд изменений: из троекратного зигзага он превратился в меандр, а из этрусско-римской волюты — в византийскую «травку». Со временем «травка» превратилась в растения с ветвями.
В XVIII в.. вышивка стала формальной и упрощенной, наряду с четко геометризованными композициями, здесь находили применение восточные мотивы, навеянные искусством Индии и Китая. Не утратил лидирующих позиций и цветочный орнамент: им украшались различные предметы интерьера — мебель, портьеры, скатерти, диванные подушки, салфетки. Начиная с середины XVIII в. и вплоть до середины XIX в. популярностью пользовались и вышивки, на которых изображались пасторальные сценки.
Развитию вышивального искусства во многом способствовало издание дамских журналов и книг по рукоделию, в которых вниманию читательниц предлагались рисунки для вышивания (в том числе так называемые берлинские вышивки, или берлинские шерсти, — расчерченные по квадратикам узоры с обозначением цветов) и описание техники выполнения тех или иных швов и стежков.
В начале XIX в. популярность завоевали счетные схемы, по которым перевод рисунков на ткань и вышивка не составляли особого труда» XIX столетию мы обязаны и появлением ниток ярких расцветок (ярко-розовой, пурпурной, лимонной, цвета фуксии), предназначенных специально для вышивальных работ.
Главными темами вышивок в этот период были экзотические птицы (в частности, попугаи), животные (кошки и собаки), сюжеты из рыцарских романов, а в Англии еще и королевская семья. Во второй половине XIX столетия, наряду с берлинскими вышивками, существовал лоскутный стиль вышивки по канве. Работы, выполненные в такой манере, представляли собой своеобразное панно, на котором узоры-«лоскутки» соединялись либо в шахматном порядке, либо произвольно. Особой популярностью этот период пользовался геометрический узор.
В конце XIX в. страны Европы охватила мода на двухцветные вышивальные картинки, по которым делались вышивки по канве и бисером.
Особого разговора заслуживает история вышивки на Руси. Рукоделие всегда считалось в русских землях занятием, угодным Богу. Многие церковные вышивки XIII-XVI вв. можно считать настоящими произведениями искусства, поскольку при создании мастерицы вкладывали в них свою душу.
Орнамент русской вышивки берет начало из глубокой древности, когда на одежде и предметах быта вышивали символические элементы — солнце, древо жизни, птиц, женские фигуры. Ромбические фигуры, с которыми ассоциировались жизненная сила, плодородие, довольство и благоденствие, означали одновременно землю, женщину и растение.
Крестообразные фигуры, свастики и круглые розетки считались очистительными и охранительными знаками.
Вышивали обычно счетными швами (по счету ниток материала), разновидностями которых являлись роспись (двусторонний шов) и строчевые ажурные швы, выполняемые по предварительно разреженной ткани.
Реформы Петра I произвели переворот не только в государственной сфере, но и в области искусства, в том числе и вышивального: перестав подчиняться церковным канонам, вышивка обрела светский характер. Наряду с символикой и мифологическими узорами, среди светских дам, увлекающихся вышивкой, популярностью пользовался цветочный орнамент, в особенности розы.
Во второй половине XIX в. в России, как и в европейских странах, большой популярностью пользовались печатные и раскрашенные вручную рисунки для вышивания. Стоили такие рисунки, поставляемые из-за границы, довольно дорого, и приобрести их было под силу только состоятельным людям, поэтому нередко рисунки для вышивания становились предметом воровства. Со временем русские мастерицы научились создавать рисунки самостоятельно, привнося в модные в XIX столетии узоры вышивки традиционные орнаменты и узоры — травчатые, павлинов с распущенными хвостами, ромбы, квадраты, восьмиугольники, свастику.
В России, как и в Европе, выпускались издания с рисунками для вышивки, инструкциями по их изготовлению и перенесению на ткань или канву, создавались коллекции народных вышивок (В. Гартмана, К. Далматова и др.).
В это время переживала новый виток развития вышивка бисером, техника которой, казалось бы, была утрачена навсегда. Прогрессивно настроенная интеллигенция ратовала за русский стиль во всем: в одежде (так называемый русский костюм), предметах быта (вышитые полотенца и скатерти), государственном строе.
О популярности русского стиля в обществе во второй половине XIX столетия могут свидетельствовать многочисленные рекламные плакаты знаменитых парфюмерных фирм, предлагавших покупателям в качестве подарка за покупку, например, глицеринового мыла, русские рисунки для вышивки.
Следует отметить, что в каждом регионе России существовали определенные традиции вышивального искусства, которые с небольшими изменениями сохраняются до настоящего времени.
Так, в Вологодской области преобладают растительные орнаменты с размытым контуром фигур и ажурными фонами внутри силуэтов.
Характерной особенностью ярославских и тверских вышивок являются трехчастные композиции и белые силуэты, обведенные цветными нитками или гарусом.
В Смоленской, Калужской, Орловской, Тульской и Рязанской губерниях при вышивании использовалась цветная перевить (перевитая разноцветными нитками сетка фона), по которой узор (обычно с прямоугольно-ступенчатой разработкой сторон ромба) вышивался белыми нитками. Такая манера присутствует и в вышивках современных мастериц.
В северных областях долгое время преобладали орнаментальные мотивы, базирующиеся на
дохристианских верованиях: как правило, на ткани изображались три фигуры — женщина, лошадь и птица (композиция была трехчленной). В Новгородской и Ярославской губерниях пользовалась популярностью белая строчевая вышивка по выдергу нитей, изображались в основном фигуры птиц и жанровые сцены.
Владимирские вышивальщицы использовали в своей работе особые швы (гладь и решетки), белыми нитками по белому фону они выполняли сложные цветочные орнаменты.
В вышивках южнорусских губерний и сегодня отмечается преобладание красного цвета и насыщенная орнаментика, составленная из геометрических композиций: как правило, за основу берется квадратный или удлиненный ромб, от которого отходят прямые или загнутые под углом лучи (соответственно «репей» и «лягушка»), иногда по углам ромба размещаются ломаные спирали.
|
|