Лен — волокно, получаемое из стеблей льна. Сначала их замачивают, чтобы разрушить пектиновые элементы, соединяющие лубяные пучки, затем мнут для размягчения и получения льна-сырца (мятого льна), который подвергают трепанию и чесанию. В результате двух последних процедур получают трепаный лен — техническое волокно слоистой структуры, с узким каналом посередине и поперечными сдвигами по длине. В поперечном сечении его форма имеет вид пяти- или шестиугольника, закругленного по краям.
Из льна делают ткани различной плотности и веса — легкие, пригодные для пошива тонких гардин, и тяжелые, используемые для изготовления, например, портьер. Это достаточно прочный материал, способный выдерживать длительное воздействие высоких температур, а также их перепады.
Люди начали использовать лен еще в глубокой древности. Первоначально семена растения употребляли в пищу наряду с семенами прочих дикорастущих культур (в частности, злаковых), однако со временем область применения льна значительно расширилась.
Согласно официальной версии, первая ткань из этого растения была изготовлена более 9 тыс. лет назад на территории горных районов современной Индии. С тех самых пор человек культивирует лен как прядильную культуру. Льняные ткани, отвечавшие высоким гигиеническим требования, довольно быстро обрели популярность и за короткий срок вытеснили одежду из звериных шкур.
Примерно через 2,5 тыс. лет культура льна проникла на территорию таких древних государств, как Ассирия, Вавилония и Египет. Древние египтяне называли лен первым благодеянием богов, неурожай этой культуры считался божьей карой за какие-либо провинности.
Именно в Египте льноткачество поднялось на новую ступень развития и достигло высокого мастерства. Египетские ткачи изготавливали не только ткани для повседневного пользования, но и тончайшую прозрачную материю, даже через пять слоев которой можно было увидеть тело. Такая ткань, сравниваемая с дыханием невинного младенца, стоила очень дорого и была доступна только представителям высших каст и царственным особам. Древнеримский писатель Апулей свидетельствовал: «Чистейшее из растений (лен), один из самых лучших плодов земли, употребляется не только для верхнего и нижнего облачения благочестивых египетских жрецов, но и как покров для священных предметов». Из льняного полотна делали прочные эластичные бинты, которыми пеленали набальзамированные тела покойников.
Традиционно качество волокна, изготавливаемого из льняных стеблей, определяется длиной нити, получаемой из 1 кг пряжи. При этом каждой нити присваивается определенный номер, например 10, 20, 30 и т, д. Данные номера указывают на то, что из 1 кг пряжи получено 10, 20, 30 км нити. В настоящее время лучшие льняные нити имеют номера 20-40, египетским же ткачам был известен секрет изготовления нитей до 240-го номера, который сегодня безвозвратно утрачен.
Благодаря торговым связям культура льна проникла из Египта в античный мир. Льняные одежды стали пользоваться здесь необычайной популярностью, особенно среди женской части населения. Древние греки и римляне считали лен символом чистоты и верности, с этой культурой у них ассоциировался свет.
Льняное ткачество было позаимствовано у римлян народами Западной Европы, однако наивысшего расцвета оно достигло в Средние века и эпоху Возрождения.
Льняная одежда стала отличительным признаком людей низшего сословия: этот материал утратил свою былую ценность, поскольку практически в каждом доме женщины ткали льняное полотно.
В Восточной Европе культура льна получила широкое распространение гораздо раньше, ее проникновение началось из стран Азии еще до нашей эры.
Долгое время льноводство являлось одной из главных отраслей хозяйства скифов и славян, населявших Восточно-Европейскую равнину. Свидетельством тому могут служить письменные источники, в частности сочинение древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.). Была у славян и своя покровительница льноводства — святая Парасковия-льняница, праздник которой приурочивали к окончанию сбора льна — 28 октября. Образование славянского государства Киевская Русь и принятие христианства способствовали более интенсивному развитию льноводства. Славянские женщины ткали из льняных нитей и полотна великолепные одежды, красотой которых восторгался арабский путешественник Ибн Фадлан, живший в X в.
О популярности льноводства и льноткачества свидетельствует статья в судебных уложениях Ярослава Мудрого (XI в.). Согласно ей, на каждого свободного человека, посмевшего украсть лен или льняную одежду, налагался высокий штраф, а холоп подвергался телесному наказанию.
Следует отметить, что в древнерусских письменных источниках («Повесть временных лет» летописца Нестора, XII в.) имеется подробный рассказ о выращивании льна и производстве из
него тканей и масла монахами Киево-Печерского монастыря (лавры).
К XVI в. льноводство стало ведущей отраслью народного хозяйства и важной статьей российского экспорта. Из льна изготавливали не только полотно и одежду, но и прочные нити, пригодные для производства канатов. Русские женщины были искусными мастерицами, они умели прясть очень тонкие льняные нити и создавать из них великолепные кружева — бленды, Пользовавшиеся популярностью не только в России, но и за ее пределами.
Реформы Петра Великого способствовали более интенсивному развитию льняного производства в целом. Однако еще долгое время льноводство и ткачество оставались главными занятиями крестьян, от урожая льна во многом зависело благосостояние крестьянских хозяйств северо-запада России.
Следует отметить, что все работы, связанные с льноводством, сопровождались различными обрядами. Так, при посеве культуры (обычно это делалось 21 мая) женщины раздевались догола и бегали по полю. Считалось, что лен, глядя на них, сжалится и лучше уродится.
|
|