Цвет — мощное средство воздействия на человека: он оживляет и придает силы, приводит в восторг и ввергает в уныние, дарует счастье и навевает печаль, создает ощущение тепла и холода, тесноты и простора.
Человеческий глаз способен различать около 1,5 миллионов цветов и их оттенков, причем женщины в этом отношении более чувствительны, нежели мужчины, а дети и молодые люди до 25 лет различают большее количество цветов и оттенков, чем 30-летние и люди в возрасте.
Ученые утверждают, что человек способен воспринимать цвет не только мозгом, но и всем телом, даже кожей. Например, в комнате, где преобладают красные тона, у человека (даже если у него завязаны глаза) увеличивается пульс, в желтой он приходит в норму, а в зеленой замедляется.
Таким образом, цвет оказывает непосредственное влияние на эмоциональное и психофизическое состояние каждого человека. Даже один и тот же цвет, в зависимости от продолжительности и интенсивности воздействия, может вызывать у людей как положительные, так и отрицательные эмоции.
Например, обилие активного красного в интерьере способствует повышению кровяного давления, ускорению ритма дыхания, этот цвет возбуждает и раздражает человека, причем нередко возбуждение перерастает в агрессию. В то же время небольшое количество красных аксессуаров придает силы.
Розовый цвет способствует расслаблению, созданию легкомысленного настроения.
Зеленый успокаивает, настраивает на спокойный лад, создает положительный эмоциональный настрой, снимает усталость; это цвет отдыха. Под его влиянием нормализуется кровяное давление, повышается восприимчивость слуха. Однако длительное воздействие этого цвета способствует перерождению спокойствия в лень и апатию, поэтому зеленый нежелателен в интерьере рабочих кабинетов и офисов.
Синий и фиолетовый способствуют психическому расслаблению; в то же время обилие
этих цветов оказывает угнетающее воздействие на психику, у человека даже может развиться депрессивное состояние. То же самое относится и к черному цвету.
В отличие от синего, фиолетового и черного, приглушенный желтый положительно влияет на умственную деятельность человека, способствует повышению жизненного тонуса и активизации работы мозга, стимулирует работу органов зрения и нервной системы. Оранжевый — цвет радости. Он повышает настроение, создает атмосферу праздника.
Голубой цвет производит впечатление глубины пространства и вызывает ощущение прохлады. Он обладает успокаивающим эффектом, повышает трудоспособность, позволяет сосредоточиться на главном. Этот цвет оказывает положительное воздействие на людей с повышенной нервной возбудимостью.
Серый цвет считается деловым, бесстрастным, позволяющим настроиться на рабочий лад, поэтому он будет весьма кстати в официальной обстановке офиса.
Цвет, как и музыка, нередко служит средством выражения психического состояния человека, его переживаний и тревог. Например, по тому, в какой цветовой гамме исполнено живописное полотно, можно определить эмоциональное состояние художника: преобладание светлых, прозрачных и ярких тонов свидетельствует о том, что в период написания работы в жизни творца не было никаких проблем, что он был счастлив и радостен. Картины, написанные в приглушенных, темных или холодных тонах, — яркое свидетельство того, что художник находился в состоянии печали и безысходности. То же самое относится и к выбору человеком определенных цветовых сочетаний в одежде и интерьере квартиры.
Преобладание той или иной цветовой гаммы во всех сферах жизни личности дает основание судить о ее характере и уровне интеллекта. Чем выше уровень интеллекта, тем более тонким и сложным нюансным цветовым сочетаниям отдает предпочтение человек.
Активные, решительные личности, стремящиеся лидировать в коллективе, чаще всего выбирают для себя яркие, энергичные цвета — красный, ярко-желтый, оранжевый.
Люди уравновешенные и хладнокровные отдают предпочтение спокойным, пассивным цветам — синему, фиолетовому, зеленому.
Неуверенные в себе, мнительные и замкнутые в собственном мире люди воспользуются, скорее всего, серой или коричневой цветовой гаммой.
В выборе цвета особую роль играет психологический монотип личности. Так, меланхолики отдают предпочтение голубому цвету, сангвиники — желтому, холерикам ближе красный цвет, а флегматикам — зеленый.
Цветовые пристрастия людей могут меняться с течением жизни. Например, «красный» период, когда человек молод, активен, уверен в себе, стремится сделать карьеру, сменяется по
достижении им определенного возраста и социального уровня «голубым», «синим» или «зеленым» периодом спокойствия. Болезни и жизненные неурядицы, как правило, сопровождаются «коричневым» или «серым» периодами. С возвращением жизни в обычное русло меняются и цветовые предпочтения: в одежде и интерьере снова начинают преобладать светлые и яркие или спокойные и глубокие тона. В настоящее время пристрастие к тому или иному цвету может быть вызвано не столько личностным предпочтением человека, сколько тенденциями моды и представлением о благородстве стиля.
Особого разговора заслуживает соотношение цвета и времени года. Ведь каждый человек может любить тот или иной период (например, весну или лето) и негативно или спокойно относиться к другому (скажем, к зиме или осени). А поскольку каждому времени года свойственна определенная цветовая гамма, человек может испытывать приверженность к тому или иному комплексу гармоничных оттенков.
Так, для весны характерны основной желтый тон и другие теплые, приветливые, оживленные оттенки цветового спектра; для лета — основной голубой тон и сдержанные, матовые, нежные, неброские цвета; для осени — основной красный и прочие теплые, светящиеся, неяркие, землистые тона; для зимы — основной синий цвет и холодные, яркие, лучистые тона.
|
|