Сильное окисление, возникающее при сварке меди, снижает качество швов, снижая их пластичность и механическую прочность. В расплавленном металле возникают микроскопические трещины («водородная болезнь»). Все эти нежелательные явления диктуют необходимость использования флюсов при сварке меди. Флюсы растворяют образующиеся оксиды, превращаясь в легкоплавкие шлаки. Для предотвращения образования закиси меди в металле шва используют присадки. Медь обладает уникальными теплофизическими свойствами: высокой теплоемкостью и теплопроводностью, повышенным коэффициентом линейного расширения при нагревании (в 1,5 раза выше, чем у стали). Эти факторы влияют на образование обширной зоны термического влияния и в итоге ведут к возникновению значительных тепловых деформаций. При охлаждении сварного шва возникают значительные напряжения.
Применение специальных методов позволяет снизить или устранить нежелательные последствия, возникающие при сварке меди:
- например, если вести сварку на увеличенных скоростях, то время соприкосновения пламени с жидким металлом уменьшается;
- рекомендуется брать наконечник на 1-2 номера больше, чем тот, который берут для сварки стали;
- проковка шва после сварки позволяет разрушить оксидные прослойки;
- такие виды соединений, как сварка встык и в кромку применяют только при ремонте. Обычные соединения медных изделий — стыковые и угловые;
- сварку меди лучше вести в один слой, так как при наложении второго слоя велика вероятность возникновения трещин;
- обязательным требованием является соблюдение технологической последовательности операций.
1. Подготовка кромок свариваемых деталей. Зачищаются как кромки свариваемых изделий, так и прилегающие к ним поверхности. Способы очистки разные — механический и химический. Свариваемые детали нужно собрать, затем закрепить в кондукторе и сделать прихватки - короткие швы размером не более 5 мм. Расстояние между швами — 70-100 мм. Детали, имеющие значительную толщину, сваривают при помощи прихваток длиной 20 мм при интервале 400-500 мм.
2. Установка деталей. При сварке детали располагают под углом 7-10° к горизонтальной плоскости: это нужно для лучшего заполнения зазоров кромок.
- Правильный режим сварки. На 1 мм свариваемой толщины поверхности требуется 155-175 л/час ацетилена: исходя из этого регулируется мощность горелки. При большой толщине (80-100 мм) на 1 мм расходуется 175-225 л/час ацетилена.
- Ход сварки. Сначала надо нагреть кромки свариваемого металла, затем нанести на них и на присадочный пруток флюс в виде пасты. Далее нужно расплавить пруток, расположив его над местом сварки недалеко от сварочной ванны. Горелку лучше установить под углом наклона к изделию, равным 30-40". Присадочная проволока должна быть расположена под углом 30-40°. Ядро пламени располагается на расстоянии 6-10 мм от расплавленного металла.
Сварку выполняют восстановительной зоной пламени в один проход в направлении снизу вверх. При толщине листов до 5 мм применяют левый способ, при толщине свыше 5 мм — правый способ.
Необходимо периодически добавлять флюс в зону сварки. Делают это кончиком присадочной проволоки, непрерывно перемешивая металл присадкой.
- Окончание сварки. По окончании варки следует проковать шов, причем при толщине листа 4 мм — в холодном состоянии, при больших толщинах — при температуре 500 °С. Зачистка шва производится 2%-ным раствором серной или азотной кислоты. После шов промывается водой для удаления остатков флюса.
|
|