Художественно-декоративные полы выкладываются из специального художественного щитового паркета при отделке зданий и сооружений общественного назначения — мемориалов, музеев, театров, концертных залов, гостиниц, а также при реставрации старых, уникальных по исполнению и художественному мастерству, паркетов исторических дворцовых и усадебных памятников архитектуры. В зависимости от назначения помещения, его размеров и конфигурации такие декоративные покрытия набираются или из целого числа паркетных щитов, или из основных и доборных щитов, или из щитов в сочетании с фризом из штучного паркета. При устройстве паркетного покрытия в особо парадных помещениях вместо щитов паркет выкладывается по особому рисунку непосредственно на месте из отдельных планок различной конфигурации, изготавливаемых из разнообразных по цвету и текстуре пород древесины. К современным разновидностям щитового художественного паркета относятся изделия, лицевая декоративная поверхность которых набирается либо из отдельных, различного цвета и текстуры, планок, которые наклеиваются на основание, образуя при этом геометрический рисунок пола, либо путем врезания в основание, служащее общим фоном, отдельных фрагментов живописного (геометрического или растительного) орнамента, выполненного из древесины различных цветных пород. Используется также и особый способ гравировки декорируемой поверхности — графья, состоящий в том, что по основному фону прорезается тонкий кружевной орнамент, углубления которого заполняются специальной темной мастикой или тончайшими вставками из черного дерева, что создает эффект объемности, рельефности узора. Основания щитов художественного паркета изготавливаются из древесины хвойных (сосна) пород. По конструкции основания щиты подразделяются на два типа: однослойные и двухслойные. Однослойные щиты состоят из обвязки, выполненной из брусков толщиной 55-65 мм и шириной ПО м. Для увеличения жесткости и прочности щита посередине его обвязки встраивается из брусков того же сечения крестовина. Прямоугольные пространства между элементами обвязки заполняются не склеиваемыми между собой планками во взаимно перпендикулярном направлении. Наиболее часто используются щиты размерами 1000x1000 и 1000x500 мм. К основанию щиты художественного паркета крепятся шурупами, в связи с чем лицевое покрытие у каждого щита не доходит до его кромки на 8-15 мм. После монтажа эти зазоры заполняются вставками различной конфигурации. Щиты с двухслойным общей толщиной (37-43) мм основанием собираются из двух слоев реек, склеенных между собой во взаимно перпендикулярном направлении. Основные размеры таких щитов, мм:1000x1000, 800x800, 600x600. Планки лицевого покрытия толщиной 6-10 мм изготавливаются по заданному рисунку и различном направлении распила из твердых лиственных пород — дуба, бука, ясеня, красного дерева, ореха, граба, вяза, клена и др., что позволяет создавать высокохудожественные декоративные покрытия пола. Для склеивания элементов щитов используются клеи на основе фенолоформальдегидных, мочевиномеламиновых и других синтетических клеев. Основанием для крепления щитов служит обрешетка,из лаг толщиной 50-70 мм и шириной 100-180 мм. В свою очередь обрешетка укладывается на песчаную засыпку, равномерно распределенную по поверхности железобетонного перекрытия здания. Крайние щиты паркета подгоняются так, чтобы между ними и стеной оставался зазор в 10-15 мм, перекрываемый после шлифования пола плинтусом или галтелью. Если проектом предусматривается укладка фриза из штучного паркета, то обрешетка из лаг до стен не доводится, а для фриза изготавливается отдельное основание. При ведении реставрационных работ различных памятников архитектуры следует иметь в виду, что размеры щитов художественного паркета зависели от размеров помещений. В основном использовались щиты размером 1420x1420 мм при их толщине 63,5 мм. Реже применялись щиты с размерами 1070x1070 мм и 3500x2130 мм, а также круглые, овальные и треугольные. Если сумма паркетных модулей не соответствовала общим размерам помещения, то она компенсировалась щитами доборными и фризами, которые обычно декорировались цветными древесными породами, образующими особый фризовый рисунок. Дорогие паркеты обычно набирались из планок различных по цвету и текстуре древесных пород и наклеивались по заданному рисунку на деревянное основание, представляющее собой щит, состоящий из обвязки с центральной крестовиной, полости между которыми заполнялись строгаными досками. Для каждой парадной комнаты выбирался и укладывался паркет со своим оригинальным рисунком, характерным для помещений конкретного назначения — гостиных, залов, парадных спален и т.д. В больших залах паркетное покрытие имело обычно круглое или прямоугольное панно, соответствующее центральной части потолочного плафона. Композиция художественного паркета каждого зала определялась архитектурой интерьера и составляла с ней единое целое. В первой половине XIX в. паркетные полы покрывались воском, а позже — специальными мастиками с последующей натиркой воском.Отделка лаком использовалась редко, поскольку такое покрытие быстро истиралось в местах наиболее интенсивного использования помещения.
|
|