Измерение прогибов образцов производилось прогибоме-рами Аистова с ценой деления 0,01 мм. Приборы были установлены над боковыми стенками печи на специальной металлической рейке, укрепленной на металлических опорах, не имеющих связи со стенками печи.
Инварная нить диаметром 0,8 мм, идущая от верхней грани образца к прогибомеру, перебрасывалась через блок, укрепленный над печью на рейке, установленной параллельно образцу.
Величина втягивания продольной предварительно напряженной арматуры в бетон измерялась индикаторами, установленными на выпусках арматуры с обеих торцевых сторон образца при помощи специальных струбцин.
При испытании изгибаемых элементов на огнестойкость их ступенями загружали до нормативной нагрузки, равной 0,5—0,7Р. При нагружении на каждом этапе снимались отсчеты по приборам. После нагружения образец выдерживался под нагрузкой в течение нескольких часов до стабилизации прогибов. Потом образец подвергался огневому воздействию до полного разрушения. Отсчеты по приборам снимались через каждые 5 мин. В процессе огневого
воздействия производился замер деформаций продольной арматуры, бетона по направлению, перпендикулярному ожидаемой наклонной трещине, прогибов образца и величины втягивания продольной предварительно напряженной арматуры в бетон.
Балки и плиты нагревались до разрушения с целью определения предела огнестойкости по потере несущей способности. Зная предел огнестойкости балок, часть из них для определения возможности эксплуатации железобетонного элемента после пожара нагревалась не до разрушения, т.е. нагревание прекращалось за 7—10 мин до наступления предела огнестойкости или до температуры на арматуре на 50—60°С меньше критической температуры, наблюдавшейся при разрушении. После нагревания боковые грани балок поливались водой. Затем балки и плиты в нагруженном состоянии остывали вместе с печью до нормальной температуры. В остывшем состоянии балки и плиты разгружались. На следующий день вычисляли остаточный прогиб плиты. Потом плиту разгружали и повторно нагружали той же нагрузкой. Повторное нагружение осуществлялось ступенями, составляющими около 20% общей нагрузки, с выдержкой после каждой ступени в течение 10 мин. После повторного нагружения замеряли прогиб плиты.
После испытания образцы разбивались и из их боковой и средней части вырезалась арматура длиной 50 см для определения влияния нагрева до критической температуры на ее прочностные и деформативные свойства, которые затем сравнивались с результатами испытания на растяжение этих сталей, не подвергавшихся воздействию температуры.
Влажность бетона для каждого образца определялась весовым способом по ГОСТ 12730.2—84 на кусках бетона, отбитых из разных мест. Аналогичным испытаниям была подвергнута и арматура хомутов.
При нормальной температуре балки и плиты испыты-вались на гидравлическом прессе. Нагрузка прикладывалась в виде двух сосредоточенных грузов двумя домкратами, шарнирно подвешенным к раме машины. Нагрузка давалась ступенями по 50 кг до образования трещин, затем по 250 кг до полного разрушения образца.
|
|