Технику шлифовки нужно осваивать первоначально на мягких породах, начиная с гипса и янтаря и заканчивая гагатом, шунгитом и мыльным камнем (2—2,5 единицы по Моосу). Когда рука станет достаточно натренированной, можно перейти на обработку более твердых пород — таких, как различные виды кальцита (3 единицы по Моосу). По приобретении хороших навыков мастер переходит к работе с материалами, имеющими твердость стекла (5 — 6,5 единицы по Моосу). Обрабатывать в домашних условиях Материалы с твердостью выше 7 единиц нерационально, за исключением особых случаев, о которых рассказывалось выше.
Описанные приемы являются далеко не самыми сложными. Каменная мозаика, подобно любому другому виду искусства, безгранична в своих проявлениях, а соответственно, весьма велико и количество способов выполнения тех или иных авторских задумок мастера-мозаичника. Оригинально, богато и в высшей степени профессионально изготовленными смотрятся резные изделия, украшенные мозаикой по технике интарсии.
Интарсия состоит в том, что выточенные из камня цельные элементы вкладываются в заранее вырезанные под них углубления на декорируемой поверхности. Естественно, данные углубления имеют такие размеры и форму, которые полностью совпадают с размерами и формами соответствующих элементов. Чтобы справиться с такой замысловатой работой, мастер обязан познакомиться поближе с искусством резьбы.
Углубления намечаются алмазом, в качестве которого можно использовать обычный стеклорез. Мозаичник должен какое-то время потренироваться проводить алмазом линии по стеклу с помощью лекал или фанерных шаблонов. За тренировками начинается настоящая работа. На поверхности изделия по фанерному шаблону чертится алмазом узор. Бороздки, оставленные стеклорезом, немного углубляются маленькими зубильцами. Внутри поля, которое будет выбрано, кернером намечаются маленькие углубления, выстраиваемые вдоль каждой борозды. Они сверлятся на требуемую глубину ручной дрелью с победитовым сверлом, имеющим диаметр 2,5—3 мм.
Далее мастер применяет надфиль, т. е. небольшой напильник круглого или полукруглого сечения. Этим напильником, кончик которого под некоторым углом к поверхности помещается внутрь сделанных лунок, осуществляется выборка лишнего материала. Поначалу надфиль перемещают вращательными движениями, а впоследствии совмещают вращательные движения с толчкообразными. В результате внутри подлежащего выборке поля образуется полоса, а после того как таким образом будут обработаны остальные лунки, появится целая сетка пересекающихся полос некоторой глубины. С помощью мелкого скарпеля мастер увеличивает глубину полос и расчищает места их пересечений. После скарпелем выбиваются крупные остатки камня, а мелкие неровности внутри получившегося углубления удаляются крупной шкуркой. Окончательная форма углублению придается посредством скарпеля и мелкой шкурки, которые используются поочередно.
В пределах поля образовавшегося углубления скарпелем или кернером наносятся штрихи, создающие легкую и равномерную шероховатость, которая увеличит сцепление склеиваемых поверхностей. Затем углубление промазывается эпоксидной смолой или хорошим «резиновым» клеем типа ПВА. Желательно немного раньше на нижнюю (иначе, оборотную, противоположную лицевой) сторону мозаичного элемента нанести некоторое количество смолы или клея, чтобы к тому моменту, когда будет промазано углубление, этот слой подсох и образовал липкую пленку. В таком виде элемент опускается в углубление с помощью пинцета.
В заключение темы отметим, что удобнее всего пользоваться резными изделиями — коробочками, миниатюрными скульптурами и пр. — из податливого материала, преимущественно кальцита и белого или цветного гипсового камня. Со временем мастеру можно будет освоить и каменную резьбу, приступив к самостоятельному изготовлению подобных милых вещиц. В таком случае каждая поделка будет заранее изготавливаться с учетом последующего нанесения мозаичного рисунка.
|
|